Ждем Ваших писем...
   

 

К ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОЛОГРАФИИ (ИНТЕРФЕРЕНЦИОННОЙ ИЛИ ВОЛНОВОЙ ФОТОГРАФИИ)

Н.И.Кириллов, Г.А.Соболев

Рассматриваются литературные данные о старых способах получения цветных двумерных интерференционных изображений и др., которые могут характеризовать предысторию и г.ер-вое рождение голографии. Получение в наше время трёхмерных интерференционных изображений связывается с публикацией работ ряда авторов и может характеризовать новое рождение уже объёмной голографии в её современном виде с применением лазерной техники.

Возникновение голографии, как безлинзовой объёмной фотографии, обычно связывается /1-6/ с опубликованием Габором (1948 г.) /1,7,8/ разработанного им способа улучшения разрешающей способности электронного микроскопа, в котором было впервые введено понятие голограммы (полной или амплитудной и фазовой записи и воспроизведения интерференционной структуры отображения волнового фронта объектов съёмки). Со временем понятие голографии (в переводе с греческого означает "полная запись") видоизменялось и расширялось на разнообразные способы регистрации объёмных, плоских и сфокусированных интерференционных изображений в диапазоне обычных световых излучений, звуковых колебаний, радиоволн и др.

В связи с изложенным история зарождения и развития голографии является сложной. Действительно, интерференционные изображения различных объектов стенки получались ещё в прошлом веке, а использование опорных лучей для выявления интересующих объектных лучей уже задолго до голографии применяюсь в радиолокации и т.д. Таким образом, представляется интересным остановиться на некото-

рых вопросах зарождения и развития голографии, как интерференционной или волновой фотографии, а также её различии и связи с обычной фотографией.

Голография подобно обычной (ритографии является универсальным методом документации и регистрации разнообразных объектов и явлений живой и неживой природы. Она таит в себе возможности получения достоверных объёмных изображений, эквивалентных объектам съёмки, с возможностью их рассматривания в разных ракурсах. Голография, как и фотография, может применяться не только в изобразительной технике, но и для самых различных научно-технических целей, как метод исследования, в том числе при неразрушающем контроле различных изделий, высокоскоростной съёмке, структурном анализе и во многих других областях.

Как и обычная фотография, голография в своём световом диапазоне включает в себя физическую и химическую стадии получения изображений, в чём и имеется их внешняя общность. Однако в существе обоих процессов имеются принципиальные различия.

В обычной фотографии физическая стадия заключается в формировании плоского оптического изображения объекта съёмки (распределения его яркостей), которое затем в химической стадии регистрируется в фотографическом слое в виде скрытого изображения, становящегося видимым после его проявления. В голографии же физическая стадия включает в себя формирование тонкой интерференционной картины отображения волнового фронта объекта съёмки, которая затем регистрируется в химической стадии в фотографическом слое в виде специфической голографической записи изображения (голограммы), представляющей собой дифракционные решётки разной пространственной частоты. Визуально голограмма выглядит как равномерное почернение и не имеет какого-либо сходства с обычным фотографическим изображением. Зарегистрированная в голограмме интерференционная картина объекта съёмки может быть реконструирована (восстановлена или иначе воспроизведена) в изображение при действия на неё тех лучей, с помощью которых она была получена.

1. Липпманский способ цветной интерференционной фотографии и его предыстория

Вышеизложенные данные, указывают, что голографию было бы более естественным называть интерференционной фотографией. Это в действительности и было так при её первом рождении в конце прошлого века, а именно, в 1891 году. В феврале этого года французский физик Г.Липпман /9-11/ сделал свой первый доклад в Парижской Академии наук о разработпнним им способе прямой цветной интерференционной фотографии, для осуществления которой требовалось выполнение двух условий при съемке:

1) применение "сплошных" или иначе "беззернистых" (с невидимыми зернами в обычной световом микроскопе), слабоопалесцирующих светочувствительных слоев и

2) наличие рефлектирующей (отражающей) поверхности, находящейся в контакте со светочувствительный слоем.

Липпманский способ цветной интерференционной фотографии явился крупным событием а развитии фотографии. Этим и может, в частности, объясняться то, что данный способ сразу получил имя своего автора. Липпманскими стали также называться особомелкозернистые ("беззернистые") (слобопалесцирующие фотографические эмульсии, различные способы получения которых позднее были описаны многими авторами /11-16 и др./, в том числе и в наше время, в частности, для синтеза особомелкозернистнх эмульсий для ядерных исследований /15/, как питающей среды (эмульсии) при получении эмульсий с однородными зёрнами /16 и др./.

Работы по исследованию, совершенствованию и применению липпманского способа цветной фотографии, выполненные известными исследователями фотографических процессов, не сходили со страниц научно-технической литературы того времени около 20 лет /12/. Разными фирмами (Цейсс Икон, Люмьер и др.) выпускались принадлежности и материалы для практического осуществления липпманского способа цветной фотографии, был также опубликован ряд обстоятельных и интересных монографий /17-23/. Большое внимание ему уделялось и в нашей отечественной литературе /24-26 и др./.

 

Липпманский способ цветной интерференционной фотографии, подобно другим крупным событиям в развитии науки и техники, имеет свою длительную и интересную предысторию, описанную вместе с историей возникновения и развития обычной фотографии /10/. Эта предыстория охватывает старые фотохимические способы прямого получения цветных изображений, исходящие, как в своё время считалось, из свойств так называемых субхлоридов серебра /10, 17, 30 и др./ (впоследствии идентифицированных с адсорбционными соединениями хлористого серебра с металлическим серебром) воспроизводить цвета при их облучении соответствующими цветными лучами.

В 1810 году в книге Гёте "Учёные о цвете" /29/ были опубликованы подтверждавшие его теорию известные опыты Зеебеке /10, 17, 30/ о приобретении окрашивания в спектральные цвета бумаги, пропитанной хлористым серебром, при её длительном экспанировании под солнечным спектром; аналогичные результаты были затем получены в опытах Дж.Гершеля (1840 г.). Позже Беккерель, а такие Ньепс Сан Виктор (1851-1867 г.г.) /10, 17, 30…/ для получения прямых цветных изображений применяли серебряные или медные посеребренные пластинки с гомогенным слоем хлористого серебра, аналогичного слою йодистого серебра в дагерротипных пластинках.

В способе получения цветных изображений, описанном Пуатевином (1865 г.) /10, 17, 30…/ была улучшена цветочувствительность бумаги, пропитанной хлористым серебром, путём её своеобразной оптической сенсибилизации в окрашенном растворе сернокислой меди и двухромовокислого калия (оптическая сенсибилизация красителями была открыта Фогелем позднее - в 1873 г.). Процесс Пуатевина был усовершенствован затем Коппом (1891 г.) /10, 17, 30/; для получения рассматриваемых цветных изображений применялись такяе целлоидиновые и желатиновые хлоросеребряные фотобумаги и другие материалы /10, 17…/.

Получаемые указанным выше образом цветные изобретения не представлялось возможным закрепить, поскольку при их обычном фиксировании в растворах тиосульфата натрия изображение исчезало, что объяснялось разложением окрашенных субхлоридор серебра на хлористое серебро и металлическое серебро (ag2cl - ag2cl + ag).

 

Образующееся хлористое серебро растворялось в растворе тиосульфита натрия, а остающееся металлическое серебро, как считалось, распределялось равномерно на поверхности слоя и не могло образовывать изображения. В связи с этим для устранения потемнения цветных изображений, получаемых в способе Пуатевина, последние обрабатывались в растворе серной кислоты, а на пластинках Ньепса Сан Виктора - в растворе хлористого свинца с декстрином.

В 1868 году Ценкером /17, 20/ были опубликованы интересные теоретические данные об образовании стоячих световых волн и их роли в восприятии в некоторых условиях цвета. На основании этих данных он пытался объяснить образование цветных изображений в рассмотренных выше способах чисто физически, а именно: регистрацией в слоях пучностей образующихся стоячих волн (серебряных зеркалец и просветов между ними), а затем их соответствующим воспроизведением при освещении белым светом. Наличием соответствующих чередующихся прослоек и просветов Ценкер объяснял и своеобразные яркие цвета мыльных пузырей, ньютоновых колец и др.*

Позднее Релей (l887 г.) /17/ также объяснял образование цветных изображений на Беккерелевских пластинках регистрацией в них стоячих волн. Винер (1895) /i7, 23/, экспериментально подтвердивший в своих известных опытах теоретические данные Ценкера об образовании стоячих световых волн (эти опыты, по существу, являются основой современной голографической резольвометрии), считал, что образование цветных изображений на пластинках Беккереля с гомогенным слоем хлористого серебра объясняется регистрацией в них соответствующих стоячих волн, тогда как получение цветных изображений в опытах Зеебеке и способе Пуатевина обуславливается образованием окрашенных субхлоридов серебра.

Из имеющихся описаний способов получения цветных изображений на пластинках Беккереля, Ньепса Сан Виктора, в процессе Пуатевина и в других, им подобных, следует, что, хотя они и не были достаточно совершенными, но являются интересными для представления о далёкой предыстории интерференционной фотографии, венцом развития которой служит Липпманский способ. Нельзя не вспомнить исключительно высокие достоинства фотографий спектра света, полученных по способу Липпмана, усовершенствованному в Московском университете Усагиным /24, 28/, которые с его разрешения демонстрировались Липпманом в 1900 году на Мевдународном Конгрессе в Париже и вызвали общее восхищение. В связи с этим небезынтересно также высказывание Липпмана /9, 11, 17/ о том, что воспроизводимые на его пластинках цвета являются подобными цвету мыльных пызырей, но более чистыми и бриллиантными. В особенности это наблюдается при наличии большого числа серебряных прослоек (отражающих зеркалец), соответствующих регистрируемым пучностям стоячих волн, причём, как отмечается, с увеличением числа этих прослоек чистота цвета улучшается.

Указанные выше два условия Липпмана, требуемый для осуществления разработанного им способа цветной интерференционной фотографии, характеризуют и современную голографию. Действительно, первое его условие обуславливает использование в голографии особомелкозернистых высокоразрешающих (с разрешающей способностью 2000-2500 лин/мм и более) фотоматериалов /3, 32-37/, так как без них не может быть достигнуто высокое качество голографического изображения. Второе же условие представляет собой наличие в различных способах голографировавия опорного (референтного) пучка когерентного света /1-8 и др./, создающего с рассеянным объектом светом тонкую интерференционную структуру, регистрируемую в светочувствительном слое.

Следует указать, что в различных усовершенствованиях Липпманской цветной фотографии были описаны способы, в которых применялись разные заменители ртутной отражающей поверхности (зеркала), в том числе и не находящиеся в контакте со светочувствительный слоем /12, 14, 17, 22/. Было описано также использование негалоге-

нидосеребряных светочувствительных слоев, в частности, хромированной желатины, и применение отбеливания получаемых серебряных изображений стоячих волн для повышения их эффективности /12, 17/, что с различными модификациями широко исследуется в современной голографии и рекомендуется для практического использования в виде так называемых необычных регистрирующих сред и отбеленных (фазовых) голограмм /37-40 и др./.

Всё вышеизложенное и позволяет связывать первое рождение голографии (получение обычных двумерных интерференционных изображений) с опубликованием в 1891 году Липпманом разработанного им способа интерференционной цветной фотографии. То обстоятельство, что примерно через двадцать лет (перед первой мировой войной) он был забыт и перестал развиваться, может объясняться не его сложностью, как обычно отмечается, а прежде всего отсутствием в то время эффективных источников высококогерентных излучений (современных лазеров).

2. Современное рождение и развитие голографии

Рассмотренные выше данные указывают, что история возникновения современной голографии не может характеризоваться публикацией какой-либо одной работы или изобретения. Объясняться это может тем, что, по существу, одинаковые или близкие между собой явления и процессы или их частные случаи и элементы, объединяемые теперь под общим понятием голографии, исследовались и разрабатывались для различных целей разными авторами ещё до публикации работ Габора /7, 8/ и описывались под различными названиями. Кроме липпманского способа цветной интерференционной фотографии и работ, характеризующих его предысторию, в литературе были опубликованы и другие работы, относящиеся к голографии, на которые в своё время не было обращено должное внимание, а затеи они были по тем или иным причинам забыты.

На также работы указывает Островский /41/, в частности, на опыты Майкельсона (1921 г.) /42/, в которых регистрировались

световые волны на стекле с последуюцей протравой. Шушурин /43/ описывает работы Вольфке (1911-1922 г.г.) /44, 45/ и теории дифракционного изображения и использовании дифракционной картины, образующейся при прохождении рентгеновских лучей через кристаллы, для получения оптического изображения кристаллической решётки. К ним относятся и отмечавшееся выше известное использование в радиолокации опорных лучей для регистрации интересующих объектных лучей и др.

Можно полагать, что подобные забытые работы, характеризующиеся как предвестники современной голографии /43/, будут и ещё описываться. После Липпмана (см. выше) второе рождение голографии в наше время с получением при этой уже объёмных интерференционных изображений следует связывать с работами,опубликованныии Габором /7, 8/ о разработанном им голограммном методе, Денисюком /46-48/ о волновой фотографии и Лейтом и Упатниексом /49-52/ -о двухлучевом методе голографии.

Сущность разработанного Габором (1948 г.) /1, 7, 8/ голограммного метода заключается в полной (амплитудной и фазовой) регистрации и восстановлении (реконструкции) интерференционной картины, образующейся на некотором расстоянии от голографируемого объекта при его освещении когерентным монохроматическим светом. Необходимость применения высококогерентных источников света (которых в то время не было) и отсутствие разделения опорного и освещающего объект пучков света существенно ограничивали класс объектов, доступных для голографирования разработанным способом. Этим и может объясняться то, что он был предложен и в основном вначале развивался автором применительно к улучшению разрешающей способности электронного микроскопа.

Денисюком (1962 г.) /46-48/ в результате обобщения круга явлений, лежащих в основе интерференционной цветной фотографии Липпмана и голограммного метода Габора, были опубликованы данные об обнаруженном им явлении, в котором отображающие свойства излучений проявляются с необычайной полнотой. Опираясь на строгое теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение открытого явления, Денисюк разработал наиболее практически

реализуемый метод регистрации стоячих волн во встречных пучках света, названный волновой фотографией. Им также было указано, что обнаруженное явление может быть полезным не только для развития изобразительной техники, создавшей полную иллюзию действительно изображаемых предметов, но и для различных научно-технических целей, в том числе в структурном анализе, радиолакации, ультразвуковой дефектоскопии и др.

Лейт и Упатниекс (1961-62 г. г.) /49, 50/ опубликовали способ голографирования с внеосевым опорньм пучком, позволяющий получать голограммы плоских и объёмных объектов и являющимся существенно более совершенным, чем метод Габора. Позднее (1963-64 г.г.) этими же авторами /51, 52/ была опубликована двухлучевая схема получения голограмм с использованием в качестве источника когерентного света лазера, который в то время был только что открыт и стал доступным для практического применения.

В рассмотренных работах детально, с большой полнотой и требуемым анализом излагаются поставленные вопросы и разработанные методы, представляющие общий научный и практический интерес. В известной мере они дополняют друг друга, а также обобщают и расширяют лежащие в их основе общие физические явления и процессы с регистрацией в светочувствительном слое образующейся в различных условиях тонкой интерференционной картины стоячих световых волн, отображающих объект съёмки (голографирования).

Следует, однако, отметить, что практический интерес к голограммному методу Габора после его опубликования постепенно терялся, что может объясняться прежде всего отсутствием в то время требуемых эффективных источников когерентного света (это имело место ранее и по отношению к способу Липпмана - см. выше). По этой же причине, как можно полагать, некоторое время оставалась малоизвестной и волновая фотография Денисюка. Оба метода вместе с первоначальной двухлучевой схемой Лейта и Упатниекса с известной модернизацией возродились примерно в середине шестидесятых годов на новой более высокой технической основе, обуславливаемой применением для их осуществления новой эффективной лазерной техники получения высококогерентных излучений.

 

Использование в голографии лазера сразу облегчило разрешение многих важных практических вопросов и открыло возможности её широкого современного развития. Обращает на себя внимание одновременно резко возросший интерес к её широкому практическому применению для самых разнообразных целей (в некоторой мере это похоже на большой интерес, проявлявшийся в своё время к способу Липпмана - см. выше), с чем можно ознакомиться в имеющейся литературе /4-8, 53 и др./. Для сравнения достаточно указать, что если в первые примерно десять лет после публикации голограмнного метода Габора насчитывалось менее ста опубликованных работ по голографии, то в следующее десятилетие (1968 г.) их общее число превысило тысячу /53/, а к концу 1970 года составило более двух тысяч. В последние годы различным проблемам голографии, её применению и развитию посвящаются многие научно-технические конференции в разных странах и международные конгрессы.

Из приведённых данных можно считать, что возрождение голографии или её новое (третье) рождение в виде современной лазерной голографии связывается с применением в ней в 1963 году Лейтом и Упатниексом /51, 52/ лазера в качестве эффективного источника когерентного света.

Нельзя не отметить, что в голографической литературе за некоторым исключением способ цветной и интерференционной фотографии Липпмана всё ещё остаётся забытым. В то же время в современной голографии фактически используются описанные для его осуществления особомелкозернистые высокоразрешающие липпманские фотопластинки, условия их проявления, отбеливание голограмм для повышения их эффективности и др. (см. выше). Можно полагать, что использование лазера в качестве источника когерентного света в способе Липпмана также позволит его существенно модернизировать и упростить применение для разнообразных целей.

На современном исключительно бурном, широком и эффективном развитии голографии и её проникновении в самые разнообразные области науки и техники, а также и искусства останавливаться здесь, естественно, нецелесообразно. Со всеми этими данными можно ознакомиться по уже цитированной библиографии /4-8, 53 и др/. Следу-

ет отметить, что в ходе современного развития голографии её первоначальное понятие постепенно расширяется и распространяется не только на её световой диапазон, но и на применение в ней звуковых колебании, радиоволн и др., с получением при этом как трёхмерных и двумерных, так и сфокусированных изображений. Кроме того, он относится также к различным специализированным применениям голографии, использованию её отдельных элементов или приёмов и т.п.

В соответствии с этим в научно-технической литературе стали применяться термины: лазерная и безлазерная голография, акустическая и радиоголография, голографическое телевидение, киноголография, голографический экран и т.п. Такое положение может объясняться тем, что голография, как уже указывалось, подобно фотографии является универсальным методом документации и регистрации разнообразных явлений и процессов, но характеризуется ещё большими потенциальными возможностями в отношении её использования для самых различных целей в науке, технике, искусстве и как метода исследования. В последнее время, кроме расширения научно-технического применения голографии, начинают конкретизироваться некоторые эффективные процессы ей кассового использования. К ним относятся голографическая запись кинофильмов на пластинках (подобным грамофонным) с воспроизведением их на экранах телевизоров (система "Селектовижен" /54/ и др.), голографическая печать (технология) /55/, хранение и обработка информации /56/ и др.

В заключение хотелось бы указать, что публикуемые в настоящее время многочисленные и интересные работы по голографии относятся в основном к её физическим аспектам и различным приложениям (в том числе в физике, радиоэлектронике, кибернетике и др.) с широким привлечением современных математических методов исследования. В то же время не менее важным и ответственным химическим аспектам голографии, а именно: требуемым для неё фотоматериалам и необычным регистрирующим средам, процессам их обработки, изучению особенностей формирования голографического изображения в толще светочувствительного слоя и др. уделяется совершенно не-

достаточное внимание, тогда как решение данных вопросов во многом может иметь (как и в обычной фотографии) решающее значение для практического использования голографии.

Л и т е р а т у р а

1. Дж.Строук. Введение в когерентную оптику и голографию. Перевод с английского. Изд. "Мир", 1967.

2. А.Л.Микаэлян. Голография. Изд. "Знание", 1968.

3. Ю.К.Островский. Голография. Изд. "Наука", 1970.

4. Ю.Н.Денисюк, В.И.Суханов. Голография в двумерных и трёхмерных средах. Успехи научной фотографии, 15, 265-272, 1970.

5. Л.М.Сороко. Основы голографии и когерентной оптики. Изд., "Наука";

1971.

6. У.Кок. Лазеры и голография. Перевод с англ. под ред. Я.И.Смородинского. Изд. "Мир", 1971.

7. d.gabor. a new microkopeprinciple. nature, 161, 777, 1948.

8. d.gabor. microscopie by reconstructed wavefronts. 1. proc. roy.soc., (l), a197, 454, 1949. 2. proc.phys.soc., b64, 244, 1951.

9. g.lippmann. la photographie de couleurs. compt. read. de l'acad.sci., 112, 274, 1891.

10. j.m.eder. geschichte der photographie. in-eder j.m. ausfühbitches handbuch de photographie, bd.i, tl. i, halle, 123, 1932.

11. j.m.eder. jachrbuch für photographie und reproductions technik, halle, 189, 1892.

12. j.m.eder. jachrbuch far photographie und reproductions technik, halle, 102, 1892-1914/

13. f.wentzel. die fabrications der photographischen platten

film und papier and ihre machinelle verarbeitung. in eder j.m. ausfürliches handbuch der photographie, bd.iii, tl.i, halle 75, 1930.

14. h. ives. eine experimentaluntersuchung über die lippmansche farbenphotographie. zt.f.wiss.photogr., 6, 11, 373, 1908; astrophisic journ., 27, 323, 1908.

15. Н.Р.Новикова. Синтез фотографических эмульсий для ядерных

исследований. Успехи научн.фотогр., 11, 135-160, 1966.

16. w.markocki, w.romer. kontrolierte octwaldreifung photographschen emulsionen. korpusklarphotographie iv, münchen, 149, 162, 1963.

17. e.valenta. die photographie in natürlichen farben. 1 aufl-

32, 1894; 2 auflage, halle,76,1912.

18. h.krone. die darstellung der natürlichen farben durch photographie, halle, 134, 1894.

19. r.neirhaus. die farben photographie nach lippmens ver fachren, halle, 37, 1898.

20. w.zenker. lechrbuch der photochromie. 1 aufl, berlin, 76, 1868; 2 aufl. neu. heransgegeben von b.schwable, braunschweig, 207, 1900.

21. l.günter. Über das farbenentfindliche chlorsilber und bromsilber. nürnberg, 67, 1904.

22. h.lehmann. beitrage zür theory und peaxis directen pharben-photographie mittelsstchender lichtwellen lippmans methode, freiburg, 45, 1906.

23. o.wiener. Über farbenphotographie. leipzig, 29, 1909.

24. И.Ф.Усагин. Иавестия русского общества любителей фотографии, №1, 1903.

25. Н.А.Шилов. О принципах цветной фотографии. Х съезд естествоиспытателей и врачей, 1910 г.

26. Е.А.Кириллов. Об аномальной дисперсии в липпманских цветных

фотографиях. Жур. русск. физ.-хим. общества, физ.отделение,

27. a.p.trivelli. beltrage kenntrisder silbersubhaloid. ztschr.

f.wiss.photogr., 6, 11, 368, 1908.

28. Я. М. Катушев. Я.И.Шеберстов. Теория фотографических процессов,

изд. 2, "Искусство", 1954.

29. j.w.gothe. farbenlehre. tubingen in der coytachen buchhanglung. bd.36, 431, berlin, 1810.

30. luppo-Сramer. die grundlagen der photographishen negativverfachren. in-eder j.m., ausfüchrliches handbuch der photographie. bd.ii, tl.i, halle, 47, 1927.

31. В.Н.Синцов. Трёхмерные оптические голограммы в живой и неживой природе. Труды iii-ей Всесоюзной школы по голографии (1971 г.), Л-д, 1972.

32. И.Р.Протас. Высокоразрешающие фотографические материалы. Жур. научн. и прикл. фотографии и кинематографии, 14, №3, 209-211,1969.

33. Ю.Н.Денисюк, И.Р.Протас. Усовершенствованные липпмансние фотографические пластинки для регистрации стоячих световых волн. Оптика и спектроскопия, 14, №5, 721-725, 1963.

34. Ю.А.Быковский, А.И.Ларкин, А.А.Маркелова, Р.В.Рябова, Д.М.Самойлович. Новые фотографические слои высокого разрешения и их исследование методом голографии. Доклады АН СССp, 185, №3. 552-554, 1969.

35. h.naseenstein, h.dedden, h.metz, h.rieck, d.schultze. phisical properties of holographic matrials. phot. sci. and engnrg., 13, 4, 194-199, 1969; реф. "Экспресс-информация ВИНИТИ. Фотокиноаппаратура. Научн. и прикл.фотография'', №47, 1-15, 1969.

36. Г.А.Соболев, В.А.Макеев. Голографическое исследование характеристик "прозрачных" фотоматериалов. Доклады на Международн. Конгрессе по фотограф.науке в Москве. Секция Д. Военторгиздат, стp.215-218, 1970.

37. В.Н.Синцов. Использование необычных регистрирующих сред в голографии. 2. Новые материалы для записи голограмм. Материалы 2 и 5-й Всесоюзных школ по голографии. Л. .стр. 307, 1971г., Л., стр. 386, 1973г.

38. j.jenney. holographie recording with photopolymers. josa, 60, № 9, 1155-1161, 1970; реф. "Экспресс-информация ВИНИТИ. Фотокиноаппаратура. Научн. и прикл. фотография", № 46, 1-11, 1970.

39. j.latta. the bleathing of holographie diffraction greetings for maximum efficiency. appl. optics, 7, №12, 2409-2416, l968; реф. "Экспресс-информация ВИНИТИ. Фотокиноаппаратура. Научн. и прикл.фотография", №8, 1-5, 1969.

40. k.pennington, j.harper. techniques for producing low-nois improwed efficiency holograms. appl.optics, 9, №7, 1643-1650, 1970; реф. "Экспресс-информ. ВИНИТИ. Фотокиноаппаратура. Научн. и прикл.фотография", №44, 12-16, 1970.

41. Ю.И.Островcкий. Основные принципы голографии. Труды 3-й Всесоюзной школы по голографии (1971), Л-д, 1972.

42. А.А.Майкельсон. Исследовании по оптике. Перевод с англ. Госиздат, 1923.

43. С.Ф.Шушурин. К истории голографии. Успехи физических наук, 105, №1, 145-148, 1971.

44. m.wolfke. ann. d. physik, 34, 4, 277, 1911.

45. m.wolfke. phys. ztschr., 21, 495, 1920.

arch.sci.phys.et nat., 2, 5, 254, 1920.

46. Ю.Н.Денисюк. Об отображении оптических свойств объекта в волновом поле рассеянного им излучения. Доклады АН СССР, 144, №6, 1275-1278. 1962.

47. Ю.Н.Денисюк. Об отображении оптических свойств объекта в волновом поле рассеянного им излучения. Оптика и спектроскопия. 15. № 4, 522-532, 1963; 18,2, 276-281, 1965.

48. Ю.Н.Денисюк. К вопросу о фотографии, воспроизводящей полную иллюзию действительно изображаемого объекта. Жур. научн. и прикл.фотографии и кинематографии, 11, №1, 46-56, 1966.

49. e.leith, j.upatnieks. new techniques in wavefront; reconstruction. josa, 51, 1469, 1961.

50. b.leith, j.upatnieks. reconstruction wavefronts and communication theory. journ. opt. soc. Аmer., 52, 1123, 1962.

51. e.leith, j.upatnieks. wavefront reconstruction with diffused illumnation and three-dimensional objects. josa, 53, 1295, 1963.

52.e.leith, j.upatnieks. wavefront reconstruction holography. phys.today,

18, №8, 26-30, 1965, см. перев. "Фотографирование с помощью лазера". "Наука и жизнь", №11, 22-31, 1965.

53. j.n.latta. a classified bybliography on holographie related fields. journ. soc. mot. pict. tel. engnrs., n4, 422, 1968;

n5, 540, 1968.

54. holographic tapes play on color television. electro technology, november, 84, 34-35, 1969.

55. Г.А.Соболев. Способ технологической обработки материалов. Авт.свид. СССР № 224714 с приоритетом от 6 сентября 1965 г.

56. Л.Д.Бахрах и др. Применение методов когерентной оптики и голографии к задачам антенной техники и обработки информации В сб. "Антенны", №2. Изд. "Связь", стр. 33-54, 1968.

Ќ § ¤‚ ­ з «®
 

Copyright © 1999-2004 MeDia-security, webmaster@media-security.ru

  MeDia-security: Новейшие суперзащитные оптические голографические технологии, разработка и изготовление оборудования для производства и нанесения голограмм.Методика применения и нанесения голограмм. Приборы контроля подлинности голограмм.  
  Новости  
от MeDia-security

Имя   

E-mail

 

СРОЧНОЕ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ГОЛОГРАММ!!!

г.Москва, Россия
тел.109-7119
vigovsky@media-security.ru

Голограммы.Голограммы
на стекле.Голограммы на
плёнке.Голографические
портреты.Голографические
наклейки.Голографические
пломбы разрушаемые.
Голографические стикеры.
Голографическая фольга
горячего тиснения - фольга полиграфическая.

HOLOGRAM QUICK PRODUCTION!!!
Moscow, Russia
tel.+7(095)109-7119
vigovsky@media-security.ru

Holograms. Holograms on glass. Holographic film. Holographic portraits. Holographic labels. Holographic destructible seals. Holographic stickers. Holographic foil for hot stamping - polygraphic foil.