ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Г.В.Скроцкий
На протяжении последних двадцати лет, ежегодно, без перерывов, по инициативе Московского физико-технического института организовываются и проводятся Всесоюзные Школы по голографии и когерентной оптике. Их занятия проводились во итогах городах Советского Союза: Москве, Минске, Ульяновске, Новосибирске, Ростове, Тбилиси, Ереване, Батуми, Баку, Куйбышеве, Гродно, Черновцах и других городах, всюду, где зарождались коллективы людей, работающих в области голографии и ее применений. Число желающих принять участие в работе Школы в качестве слушателей всегда значительно пресыщало имевшееся число мест. Большинство Школ про водилось на базе пансионатов или домов отдыха вблизи больших городов. Ряд Школ удалось провести в международных молодежных центрах ЦК комсомола "Спутник".
Первая Школа была проведена в стенах МФТИ в январе 1969 г. В ее работе примяло участие более двухсот слушателей из 19 городов страны. Председателем же оргкомитета стал инициатор ее проведения академик - секретарь Отделения Общей Физики и Астрономии АН СССР, директор Ленинградского физико-технического института им.А.Д.Иоффе, академик Борис Павлович Константинов. Он лично наметил рабочий план Школы и принимал активное участие в ее подготовке и работе. Он задумал Школу как регулярно работающий Институт знаний в области когерентной оптики и голографии. Голография в эти годы быстро развивалась. Число людей, приступавших к работе в области ее различных применений, очень быстро росло. Образовывались все новые и новые лаборатории. Достаточно хорошо подготовленных специалистов, могущих правильно оценить возможности голографии, конкурентоспособность ее методов по сравнению с другими, давно известными, явно недоставало. Специалистов в области голографии не готовил ни один ВУЗ.
Как бы ни была широка и фундаментальна вузовская подготовка, предусматривающая оперативное переключение специалистов на работу
в новых научно-технических направлениях, потребности практики неизменно превышали ее возможности. Хотя при достаточно широкой и глубокой общетеоретической подготовке каждый отдельный молодой специалист в состоянии разобраться в комплексе новых для него вопросов, в массе это требовало огромных затрат усилий и времени, не гарантируя систематических знаний. Вследствие этого среди молодых голографов начал развиваться опасный дилетантизм. В то же время на книжном рынке отсутствовала необходимая литература.
Решению этой проблемы, как показал опыт МФТИ, в значительной мере способствовало проведение семинаров и Школ по актуальным направлениям науки и техники в сочетании с изданием учебных пособий, материалов Школ, учебников, написанных лекторами Школ, и переводных монографий.
В короткое время, на основе проводившегося в МФТИ семинара по голографии, была написана первая отечественная монография (Л.М.Сороко "Основы голографии и когерентной оптики" Наука, 1971), ставшая настольной книгой всех, кто работал в области, в какой-либо мере близкой к голографии. Библиотеки годографов пополнялись прекрасными переводными книгами (Дж.Строук "Введение в когерентную оптику и голографию", Мир, М., 1967; Дк.Гудмен "Введение в Фурье-оптику", Мир, М., 1970; Р.Кольер, К.Беркхарт, Л.Лин "Оптическая голография", Мир, М.,1973; М.Франсон "Оптика спеклов Мир, М., I960; Р.Джоунс и К.Уайнс "Голография и спекл-интерферометрия", Мир, М., 1986; Дж.Гудмен "Статистическая оптика" Мир, М., 1988).
Первое знакомство с предметом и появление интереса к голографии у широкого круга инженерно-технической интеллигенции несомненно вызвали популярные книги советских и иностранных авторов (Ю.Н.Денисюк "Принципы голографии", Ленинград, ГОИ, 1978; Ю.И.Островский "Голография и ее применения", Наука, 1973; М.Уиньон "Знакомство с географией", Мир, М., 1980 и др.).
Активными участниками Школы за короткое время были написаны оригинальные монографий: В.И.Островский, М.М.Бутусов и Г.В.Островская "Голографическая интерферометрия" Наука, М., 1977;
И.С.Клименко "Голография сфокусированных изображений и спекл-инторферометрия". Наука, М., 1985 и другие.
Мы ограничились здесь перечнем только нескольких наиболее интересных книг по физическим основам голографии, написанных лекторами Школ. Здесь нет нужды перечислять все различного рода монографии, учебные пособия и руководства по специальным вопросам голографии и ее применениям, появившиеся за последние 15-20 лет. Oни устранили книжный голод и насытили книжный рынок в этой области.
При участии Борисе Павловича Константинова были определены цели и задачи Школы и разработан ее Устав. В Уставе было отмечено, что ее задачей является повышение квалификации специалистов, работающих или приступающих к работе в области голографии. Было решено, что программа Школ будет ежегодно обновляться, неизменно отражать м в меру возможности предварять развитие новых направлений в когерентной оптике.
На заседании Бюро Отделения Общей Физики и Астрономии АН СССР 11.XI.1968, после доклада академика Л.А.Арцимовича, было принято решение одобрить проведение МФТИ Школ, рекомендовать проводить их ежегодно. Был утвержден Устав Школы и Ленинградскому институту ядерной физики было поручено издавать ежегодно сборники трудов Школы под названием "Материалы Всесоюзной Школы по голографии".
На первой Школе известные в стране ученые прочитали программные лекции по фундаментальным вопросам физической голографии Академик Б.П.Константинов прочитал лекцию, вызвавшую большой интерес у слушателей, на тему "Голография в кино и телевидения". В своей лекции "Физические основы голографии" классически изложил и определил содержание предмета "голография" член-корр. АН СССР С.М.Рытов. Мастерски прочитали свои лекции проф.К.С.Шифрин: "Интерференция, дифракция, когерентность", Ю.И.Островский: "Голографическая интерферометрия" и проф. Я.А.Смородинский: "Когерентность в физике". Оригинальный, до сих пор еще не до конца. понятый, подход к содержанию термина и понятия "голограмма''
был в лекции Г.И.Косоурова.
Содержание этой лекции, как и перечисленных выше, опубликовано в первом томе трудов Школы.
Неожиданная смерть Бориса Павловича Константинова лишила Школу ее первого научного руководителя. Оргкомитет Школы, сложившийся при подготовке первой Школы актив, следуя заветам ее основателя, продолжал идти по намеченному им пути. Вторую Школу открыл ректор МГУ Рэм Викторович Хохлов, принимавший активное участие в составлении ее программы.
При составлении программ второй и последующих Школ в них вводились новые темы, намечались кандидатуры активно работающих в новых направлениях специалистов. Следует отметить, что оргкомитет практически не получал отказов, а приглашенные лекторы в большинстве случаев в высшей степени ответственно относились к приглашениям - приезжали на Школу и читали подготовленные ими лекции.
В вышедших из печати томах трудов двадцати Школ, распространенных среди ее слушателей, можно найти изложение содержания почти всех основных прочитанных на Школах лекций и наиболее интересных семинаров.
В лекциях на первых Школах большое место уделялось теории фотопроцесса, требованиям к фотографическим материалам, применяемом в голографии, в основном бромо-серебряным средам, требованиям к источникам света для голографирования - лазерам. В программы последующих Шкод уже вошли лекции по новым, необычным, не содержащим серебра светочувствительным материалам - органическим полупроводниковым, кристаллическим, термопластичным.
Наряду с лекциями по общей голографии, некоторыми разделами физической оптики, когерентной и статистической оптики, теории изображений, голографической и спекл-интерферометрии, для слушателей Школы читались лекции по различного рода нелинейным эффектам в голографии, импульсной голографии, голографии нестационарных процессов, реверсивным средам, динамической и эхо-голографии и голографии быстропротекающих процессов.
Уже в самом начале работы Школы стала очевидной необходимость учета векторного характера электромагнитного поля, развития в то время совершенно нового направления в голографии - поляризационной голографии. Этим вопросом один из первых серьезно занялся и развил со своими учениками в самостоятельную дисциплину как теоретически, так и экспериментально Шермазан Дмитриевич Какичашвили. Новому разделу голографии был посвящен на Школе, по мере ее развития, цикл лекций его основателя.
Значительное время на занятиях Школ уделялось лекциям и семинарам, на которых рассматривались явления вынужденного комбинационного рассеяния, обращения волнового фронта, различные нелинейные эффекты в голографии, оптическая томография. В программы Школы в текущем десятилетии неизменно входили лекции по резонансной голографии, записи информации на суперпозиционных состояниях, пикосекундной и наносекундной импульсной голографии. Ряд лекций был посвящен рассмотрению реверсивных и усиливающих сред, голографии волновых пакетов, голографии в мягком рентгеном диапазоне,
Значительное число лекций и особенно семинаров было посвящено научным и техническим применениям голографии. Читались лекции по распознаванию образов, цифровой голографии, голографическим аспектам памяти, управляемым транспарантам, некоторым задачам акусто- и радиоголографии, конкретным обратным задачам голографии, голографической микроскопии, анализу и синтезу голограмм на ЭВМ,
В работе всех Школ принимали участие годографы более чем двадцати семи городов страны. Иностранные специалисты принимали участие в работе только трех Школ *. Первый раз удалось пригласить группу иностранных ученых на третьи Школу, которую МФТИ
*) См. труды XI Всесоюзной Школы по голографии, "Физические основы голографии", Г.В.Скроцкий "Наши Школы", Л, ФТИ, 1979, с.5-17.
проводил совместно с Ульяновским педагогическим институтом в 1971 г. Это были ученые только из соцстран. По приглашению Совета по голографии и оргкомитета Школы в работе Школы приняли участие тридцать девять молодых специалистов из шести социалистических стран: ГДР, НРБ, ЧССР, ПНР, СРР, ВНР. Второй раз большая группа ученых из социалистических и капиталистических стран принимала участие в работе пятой Школы благодаря большой помощи Сибирского Отделения АН СССР. Работа Школы проходила в Академическом городке вблизи г.Новосибирска. МФТИ проводил эту памятную Школу совместно с Институтом автоматики и электрометрии СО АН СССР в конце января 1973г. Для приглашения иностранных ученых были выделены значительные валютные средства.
Среди приехавших иностранных ученых был один из основателей оптической голографии Е.Лейт (США), крупные ученые В.Т.Велфорд (Великобритания), известный французский оптик Ж.Ш.Вьено, Э.Ингельстам (Швеция), М.Ковачев (НРБ), У.Кок (Великобритания), А.Ломан (США), У.Ленк (ГДР), Ф.Ланцль (ФРГ), М.Миллер (TCP), Р.Павлючек (ПНР), В.Рейхель (ГДР), Дж.Строук (ОНА) и другие иностранные ученые.
В третий раз небольшое число иностранных ученых из соцстран было приглашено в 1979 г. на одиннадцатую Школу, занятия которой МФТИ проводил в г.Ростов-Великий совместно с Ярославским педагогическим институтом *).
От Школы к Школе состав слушателей обновлялся за счет появления новых голографических центров. После пятнадцатой Школы состав слушателей и лекторов Школы в значительной мере стабилизировался. Более половины слушателей последних Школ принимали участие в ее работе более десяти раз.
Просматривая анкеты участников Школ и хранящиеся в архиве Школ авторефераты, нельзя не заметить, что за время существования Школы более двух десятков ее участников защитили докторские
*) Труды ХVI Всесоюзной Школы по голографии "Физические и прикладные вопросы голографии". Г.В.Скроцкий "Еще раз о Школах", Л., ФТИ, 1984.
диссертации и более ста человек - кандидатские.
Было бы наивным думать, что участие в работе Школы было единственной причиной такого значительного роста числа остепененных ученых в области различных аспектов голографии. Тем не менее, практически все специалисты, защитившие имеющие отношение к голографии диссертации, несомненно, принимали участие в ее работе. В этом можно убедиться по ссылкам на труды Школ в авторефератах защищенных диссертаций.
Подводя итоги работы Школы за двадцать прошедших лет, я не могу не отметить помощь многих моих товарищей и коллег, без участия которых Школа не смогла бы иметь заслуженный успех.
В первую очередь, я должен назвать имя Бориса Ганьевича Турухано и его супруги, Никулины Турухано, которые на протяжении двадцати лет подготавливают к печати, редактируют и своевременно издают материалы Школы. Никулина Турухано ведет всю переписку с авторами статей, тактично, умело и доброжелательно решает все возникающие деликатные вопросы взаимоотношений с авторами. Борис Ганьевич и Никулина Турухано на протяжении уже более чем двадцати лет успешно выполняют эту большую общественную работу, увековечивая историю Школы.
Хотелось бы в связи с этим выразить также глубокую благодарность высококвалифицированному редакционному коллективу ЛИЯФ АН СССР в лице Слободян И.А. и Морозовой И.С.
Наверное, не все слушатели знают, что существующая уже более двадцати лет Школа не располагает никаким специальным штатом, не имеет со стороны никакого финансирования, является общественной организацией и существует только на вступительные взносы слушателей. Каждый раз над ней висит задача подыскать, как теперь говорят, богатого или доброго "спонсора", который оплатит помещение, в котором проводятся ее занятия. Нам до сих везло - какой-нибудь спонсор находился. Но ни одного раза им не было Министерство высшего и специального образования РСФСР. Для получения выделенных для проведения Школ, включенных в планы MВ и СCO, скудных средств необходимо располагать по крайней мере штатным сотрудником, который, будучи освобожден от другой работы, смог бы оформлять необходимые документы.
Далее, я не могу не отметить роли Игоря Семеновича Клименко в подготовке и проведении Школ. Не жалея времени и сил, он успешно выполнял в период подготовки Школ работу целого коллектива сотрудников. Многие Школы ему удалось включить в планы ЦК ВЛКСМ, что в дальнейшем весьма облегчало их проведение.
Председателем Программного Совета Школы был и остается Юрий Николаевич Денисюк, ныне председатель Совета по проблеме "Гологрифия" AН СССР. Он неизменно оказывал большую помощь советами р подборе лекторов, утверждении тематики Школы и тем самым в составлении окончательной программы лекций и семинаров.
Следует отметить большую роль в работе школа неизменных членов ее ректората и оргкомитета профессоров Ю.И.Островского, А.С.Рубанова, М.С.Соскина, С.Б.Гуревича, которые заметным образом наполнили своими лекциями и лекциями своих сотрудников и учеников труды Школы.
Если при подготовке первых пяти Школ переписку с приглашенными лекторами и составление макета расписания брал на себя Николай Михайлович Померанцев, то составление расписания последующих тринадцати Школ выполнялось при активном участии И.С.Клименко.
Следует отметить большую, внешне не заметную помощь Научного Совета по голографии в лице ее ученого секретаря канд.фаз.-мат. наук Геннадия Андреевича Гаврилова.
Наконец, всю техническую работу по переписке и извещению участников всех Школ выполняла неизменный секретарь Школы Ольга Сергеевна Галькевич.
В заключении этого перечня я хотел бы отдельно поблагодарить первого председателя Научного Совета по проблеме "Голография" АН СССР член-корр. АН Льва Давидовича Бахраха, сделавшего многое для того, чтобы жизнь Школы не прекращалась.
Оставаясь навсегда разделом физики, большой новой главой оптики, голография стала самостоятельной научной дисциплиной. Голография продолжает оставаться быстро развивающейся главой физической оптики и нашла себе множество научных и практических применений, по существу, во всех разделах физики: механике, термодинамике, акустике, физической кинетике, оптике, метрологии, учении о тяготении, всех разделов физики твердого тела. Наряду
с физической голографией на протяжении двадцати пяти лет возникла прикладная наука, имеющая свой задачи, цели и широкий ассортимент специфических методов, - голографическая физика.
До последнего времени программы всех проводимых нами Школ составлялись с целью ознакомить слушателей с физическими явлениями, процессами и характеристиками новых материалов, представляющими интерес для целей голографии. Основной задачей Школ считались ознакомление ее участников с новыми направлениями и развитии голографии, как возникшими, так и только намечающимися, возможными. Этим вопросам, вопросам физической голографии, всегда посвящались основные лекции. Вопросам, которые составляют, как мы теперь говорим, предмет голографической физики, отведено значительное время (до 40%) на семинарах, беседах "за круглым столом" и стендовых докладах.
Вне всякого сомнения Школа по "Голографической физике", если ее проводить независимо от существующих Школ, позволила бы привлечь к участию не менее трехсот новых слушателей, которые ежегодно остаются "за бортом" нашей Школы.
Ежегодную Школу по физическим основам когерентной оптики и голографии, во всяком случае уже сейчас, следует чередовать со Школой по "Голографической физике", наполняя ее в значительной части равными слушателями. Первую такую Школу ректорат Школы предлагает провести в 1990 г. в г.Тольятти.
Оргкомитет Школы уже не ищет места для проведения следующих Школ. В его портфеле есть надежно обоснованные предложения проведения следующих Школ в Челябинске, на базе Челябинского политехнического института, в Ульяновске, на базе Ульяновского политехнического института, и другие. Я надеюсь, что нам со временем удастся воспользоваться всеми этими предложениями.