|
|
|
|
|
ФОТОМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГОЛОГРАФИИ
Н.И.Кириллов, И.В.Васильева
В настоящей лекции рассматриваются некоторые
данные, характеризующие формирование голографических изображений
и применяемые для их регистрации галогенидосеребряные фотоматериалы/1-14
и др./ с определением их места в общем ассортименте современных
фотокиноматериалов. Что же касается весьма интересной проблемы
использования в голографии различных несеребряных и необычных
фотоматериалов /2,6,7,15,16 и др./, приобретающих в последнее
время всё возрастающее значение и применяемых для разнообразных
целей /17-22 и др./, то она не затрагивается, поскольку специально
рассматривается в лекции В.Н.Синцова /15/.
1. Общая
характеристика современного ассортимента галогенидосеребряных
фотокиноматериалов
Для оценка места и значимости фотоматериалов
для голографии в огромном ассортименте современных галогенидосеребряных
фотокиноматериалов интересно остановиться на общей характеристике
последних.
За 130 лет, прошедшие со времени изобретения
фотографии (1839 год), светочувствительность галогенидосеребряных
фотоматериалов возросла в миллионы раз (более чем на 6 порядков)
/23-25/. Одновременно резко расширилась их спектральная светочувствительность
как в коротковолновую ультрафиолетовую, так и длинноволновую
инфракрасную области спектра. В настоящее время на галогенидосеребряных
фотоматериалах достигнуты наиболее высокие уровни светочувствительности
и качества получаемого изображения сравнительно с другими
существующими фотографическими прокессами записи изображений
/18-25/.
Галогенидосеребряные фотокиноматериалы имеют
зернистое строение, что важно для их изготовления применительно
к разным условиям использования. При уменьшении в них размера
эмульсионных зерен светочувствительность закономерно уменьшается
с одновременным повышением разрешающей способности.
В настоящее время химико-фотографической промышленностью
выпускается огромный ассортимент черно-белых и цветных фотокиноматериалов
для применения в художественной и документальной фотографии
и кинематографии, телевидении, аэрофотографии, репродукционной
технике и микрофильмировании, рентгенографии, астрофотографии,
спектроскопии и др. По достигнутому уровню светочувствительности
можно считать, что выпускаемые материалы в целом удовлетворяют
потребностям обычной художественной фотографии и кинематографии
и многих других областей науки и техники. Однако это не может
относиться к условиям съёмки при неблагоприятном освещении,
астрофотографии, высокоскоростной фотографии и т.п., когда
вообще нельзя говорить о каком-либо пределе светочувствительности,
поскольку каждый шаг в её повышении означает прогресс в развитии
науки и техники или разгадку тех или иных явлений живой и
неживой природы.
Вместе с тем, в ряде важных областей применения
фотографии, в том числе в репредукционной технике, микрофильмировании,
точной фотографии и др., лимитирующим фактором является не
светочу ветвительность фотоматериалов, а качество получаемого
изображения. Это относится и к фотоматериалам для голографии.
Но и в этом случае светочувствительность должна быть оптимальной
сравнительно с предельно возможной /18,23-25/ для требуемого
весьма небольшого размера эмульсионных зёрен.
В таблице 1 приводится примерная характеристика
укрупнённого ассортимента оптически-сенсибилизированных фотокиноматериалов,
применяемых в процессах съёмки, репродукционной технике, микрофильмировании,
точной фотографии и др.
При применении специальных проявителей и форсированного
проявления (с увеличенной продолжительностью, при повышенной
температуре и т.п.) указанная в табл.1 светочувствительность
может быть
Таблица 1
Примерная характеристика укрупнённого
ассортимента современных галогенидосеребряных фотокиноматериалов
(по данным разных авторов /1,3-5, 25-27 и др./ )
№ №
п/п
|
наименование
|
Средний линейный размер зёрен,
α,
νм
|
Общая светочувстви-тельность
s0,2
|
Разрешающая
способность, r,
штр/мм
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Наиболее высокочувтсвитель-ные
Высокочувствитель-ные
Средней чувствительности
Малочувствительные
(мелкозернистые)
Фототехнические и для микрофильмирования
Высокоразрешающие (для точной фотографии,
голографии, типа липпмановских и прозрачных и др.)
|
1-3
0,6-0,8
0,3-0,5
0,2-0,3
0,1-0,2
0,005-0,08
|
1000-3000
300-800
100-200
10-50
0,1-10
0,001-0,2
|
40-60
60-80
100-150
200-40
500-1000
1500-3000
(и более)
|
в несколько раз увеличена /25/. Это, однако,
обычно приводит к ухудшению качества получаемого изображения,
что может объясняться увеличением при проявлении в несколько
раз эффективного размера эмульсионных зерен. Иногда бывает
выгодно применять процесс получения обращённых изображений.
Из-за отсутствия достаточных данных трудно говорить об этом
по отношению к проявлеьию голограмм. Однако применение в данном
случае специфического пирогаллолового проявителя указывает
на положительные результаты при построении голограммного изображения
в области соляризации /7/.
Из приведённых в табл.1
данных можно видеть, что в современном ассортименте фотокиноматериалов
общая светочувствительность изменяется более, чем в миллион
раз, при одновременном изменении среднего линейного размера
эмульсионных зёрен в тысячи раз, а разрешающей
способности -
в сотни раз. Если иметь в виду, что в разных сортах фотокиноматериалов
также значительно изменяются и их другие фотографические,
физико-химические и физико-механические характеристики, то
нетрудно видеть, что все это создаёт большие организационно-технические
трудности в их производстве при использовании однотипного
производственного оборудования.
2. Особенности
формирования, гологвафического изображения, некоторые замечания
и требования к фотоматериалам для голографии
Как обычная фотография, так и голография включают
в себя физическую и химическую стадии получения изображений,
что указывает на их внешнюю общность. Однако в существе этих
обоих процессов и их стадий имеются принципиальные различия.
В обычной фотографии физическая стадия заключается
в получении плоского оптического изображения объекта съёмки,
которое затем в химической стадии образует в фотографической
слое скрытое изображение, становящееся видимых после его проявления.
В голографии же физическая стадия включает в себя получение
весьма тонкой интерференционной картины отображения волнового
фронта объекта съёмки, которая затем регистрируется в химической
стадии во всей толще фотографического слоя в виде специфического
голографического изображения, представляющего собой дифракционные
решётки разной частоты.
При таком подходе прообразом
современной голографии является старый способ цветной фотографии,
разработанный ещё в конце прошлого века (1891 г.) французским
физиком Г.Липпманом /28,29/*,
вместе с требуемыми
для него особомелкозернистыми фотографическими эмульсиями,
получившими впоследствии, как и сам способ, его имя. Небезынтересно
вспомнить, что данный способ был усовершенст вован лаборантом
Московского Университета И.Ф.Усагиным /29/ применительно к
получению цветных фотографий спектра света, которые демонстрировались
Г.Липпманом в 1900 году на Парижском Международном конгрессе
и вызывали всеобщее восхищение. Краткую выразительную характеристику
липпмановского способа цветной фотографии дал в
1910 году наш
соотечественник, выдающийся учёный физик -химик Н.А.Шилов
/29/, указавший, что
"Липпмановский способ цветной фотографии,
вероятно, навсегда останется в высшей степени интересным
физическим опытом, в котором луч света сам записывает
свой путь в фотографическом слое, а затем сам же воспроизводит
этот путь. Здесь есть внешняя, но интересная аналогия
с человеческой памятью или с тем, что производит звук
в граммофонной пластинке".
Данная характеристика сохраняет свою значимость
и по отношению к современной голографии, в которой липпмановский
способ цветной фотографии возрождается с новыми возможностями
и качествами, благодаря разработке новых технических средств
и прежде всего лазерной техники, что, понятно, было трудно
представить Н.А.Шилову 60 лет назад. Нельзя при этом не отметить
весьма важное значение в развитии современной голографии работ
Ю.Н.Денисюка /30,31/, теоретически обобщившего липпмановский
способ цветной фотографии и способ Д.Габора /6,32/ (как частные
способы голографии) и тем самым открывшим новые более простые
и эффективные возможности для применения голографии, которую
можно называть волновой или точнее интерференционной фотографией
.
В отличие от обычного фотографического изображения
голографическое изображение представляет собой совокупность
различных дифракционных решёток, частота которых зависит от
способа и условий регистрации в фотографическом слое интерференционной
картины отображения волнового фронта объекта съёмки. При этом
качество голографического изображении и наличие в нем различных
шумов связано с зернистостью используемых
фотоматериалов и рассеиванием в них света. Однако применение
в данном случае обычной методики определения рассеивания света
в фотографическом слое (как в мутной среде) /11/ неприемлемо.
Исключительно тонкое действие рассеяния света при голографировании
представляется целесообразным характеризовать оценкой в фотографическом
слое явлений Тиндаля или опалесценции, связанных с размером
частиц в коллоидных растворах.
Явление Тиндаля используется
в ультрамикроскопе и позволяет наблюдать частицы диаметром
(α) примерно 4 нм, т.е. находящиеся вблизи границы частиц
истинных (прозрачных) и коллоидных (опалесцирующих) растворов
(условно d ~
2 нм).
Приведённые данные
позволяют считать, что оптимальное качество получаемого голографического
изображения связывается с применением особо мелкозернистых
"прозрачных" фотоматериалов. Отсюда следует, что в таких фотоматериалах
для голографии грани эмульсионных зёрен (считая их кубическими)
должны содержать округленно 5-10 молекул галогенидов серебра
или, соответственно, в одном зерне должно содержаться округленно
100-1000 молекул
галогенидов серебра. Наилучшие результаты при голографировании
должны получаться при наличии в зерне (частице) одной или
нескольких молекул светочувствительного вещества. Это подтверждается
данными о применении фотохромных материалов с органическими
соединениями /8/, светочувствительность которых, однако, является
весьма небольшой ( s0,2 ~
10-5 - 10-6 ).
Следует указать, что
существующие обычные методики определения общей светочувствительности
фотокиноматериалоd
(как отечественные, так и зарубежные) /34/
неприемлемы для характеристики светочувствительности фотоматериалов
в голографии, поскольку голографирование проводится при монохроматическом
освещении различных лазеров. По отношению к фотоматериалам
для голографии должна применяться методика определения спектральной
светочувствительности /34,35/ или, что более целесообразно,
использование в сенситометре в качестве источников света соответствующих
лазеров с учетом явления невзаимозаместимости /3,12 и др./.
Критерием
при определении светочувствительнисти целесообразно
принять оптическую плотность около 0,6, при которой по имеющимся
данным /7, 12,13 и др./ достигается оптимальное качество голограмм.
Для достижения оптимальной
светочувствительности фотоматериалов для голографии особенно
важное значение приобретает их оптическая сенсибилизация и
прокраска слоя, так как собственное поглощение света и собственная
светочувствительность "прозрачных'' эмульсионных
слоев являются
весьма небольшими. Практически, видимо, должен быть принят
определённый компромисс между требуемым размером эмульсионных
зёрен и их светочувствительностью, так как высокая светочувствительность
фотоматериалов может быть достигнута лишь при размере в них
эмульсионных зёрен α>100 нм, тогда как для регистрации
интерференционной картины при голографировании необходимо,
чтобы α<<100 нм /14/. Однако эти данные не согласуются
с относительно высокой светочувствительностью некоторых высоко
разрешающих фотоматериалов для голографии (см. ниже п.3).
и резким повышением светочувствительности (до одного порядка)
при дополнительной сенсибилизации в разбавленном растворе
триэтаноламина /1,5/.
Труднее подойти к обоснованию требуемой концентрации
галогенидов серебра в фотографических эмульсиях для голографии
и необходимому наносу их на стеклянные пластинки или плёнку.
Представляется, что чёткость изображений дифракционных решёток
будет лучшей при использовании достаточно концентрированных
фотографических эмульсий. Вместе с тем, опубликованные данные
/13/ указывают, что при применении фотопластинок типа 649Г
с уменьшенной концентрацией галогенидов серебра в эмульсии
повышается дифракционная эффективность получаемых голограмм.
На относительно невысокую концентрацию галогенидов серебра
косвенно оказывают и данные об оригинальном /28/ и усовершенствованном
/1/ способах получения липпияновских фотопластинок. Различные
фотоматериалы для голографии имеют различную толщину эмульсионного
слоя (см. п.3).
Для обеспечения высокого качества голографического
изображения особенно важное значение приобретает равномерность
полива эмульсии на подложку, высокая чистота эмульсионного
cлоя, отсут-
ствие в нём каких-либо личинок и т.п. Положительное
влияние на устранение некоторых из таких дефектов фотоматериалов
должно оказать проведение голографирования с иммерсией. Обработка
фотоматериалов должна обеспечивать минимальную усадку эмульсионного
слоя, поскольку она приводит к искажению, и изменение цветности
голографического изображения /5,7,13,37 и др./ необходимо
также учитывать специфически голографические требования (отражательная
способность голограмм, дифракционная эффективность, ориентационная
чувствительность и др.) с существенным влиянием на получаемые
результаты процесса обработки, последующего отбеливания голограмм
и др. /2,5-7,13,16,28,38 и др./.
3. Характеристика
фотоматериалов, применяемых в голографии
Приведённые выше данные
о том, что для обеспечения высокого качества голографических
изображений необходимы особо мелкозернистые "прозрачные" фотоматериалы,
подтверждаются тем, что по размеру эмульсионных зёрен они
находятся в наиболее высокодисперсной группе современного
ассортимента галогенидосеребряных фотокиноматериалов (см.
выше табл.1). Более детальная характеристика ряда фотоматериалов,
выпускаемых и описанных для применения в голографии, приводится
в табл.2. В этой таблице не указываются плёнки Кодак
so-243 ( s0,2
~ 5-10 ед., r
~ 250 лн/м) и отечественная плёнка тип 18 (s0,2
~ 10-20 ед., r~ 250
штр/м),упоминаемые в литературе для некоторых
условий их применения /2,3/.
При гранулометрической характеристике фотоматериалов
для голографии в некоторых случаях приходится определять весьма
небольшие размеры эмульсионных зёрен (до нескольких нанометров).
Это вызывает трудности в подготовке требуемых препаратов для
электронно-микроскопического исследования для устранения возможного
роста зёрен (помутнения препаратов). В зависимости от применяемой
методики может также несколько изменяться и резольвометрическая
характеристика фотоматериалов для голографии.
Из приведённых в таблице 2 данных можно видеть,
что разные фотоматериалы для голографии характеризуются разной
толщиной эмуль-
Таблица 2.
Общая характеристика галогенидосеребряных
фотоматериалов для голографии
№№
п/п
|
наименование
|
Толщина эмульсион-ного
слоя,
h,
мкм
|
Ср. линейный размер зерен,
α,
νм
|
Светочувствительность
s0,2
|
Максимум спектр. светочувствительности,
λ, нм
|
Разрешающающая способность
r, штр/мм
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
Фотопластинки "ВР" (завод техническ.
Фотопластинок) /3/.
Фотопленка "Микрат-900" (хим. Завод
им. Куйбышева) /3/.
Усовершенствованные липпмановские фотопластинки
/1/.
Фотопластинки Кодак 649Г /3/.
Высокоразрешающие фотопластинки ИАЭ-1
/4/.
Фотоматериалы Агфа-Геверт
14С70, 14С25 /3,14/
То же, 10 Е70,
8Е56 /3,14/.
То же, 8Е70,
8Е75 /3,14/.
Особомелкозернистые, "прозрачные" фотопластинки
ПЭ-1 /5/.
|
20
10
4
15
-
4
6
6
10
|
80
-
30
(60)
25
-
-
-
5-6
|
0,03
0,03
0,0016*
0,007
0,03-0,05
(λ=633
νм)
0,2
(λ=633
νм)
0,01
(λ=633
νм)
0,003
(λ=633
νм)
0,005
0,05*
|
600-680
570-650
-
420-460
-
550, 660
640, 700
640, 700
~650
|
1500
1500
-
2000
2500
1500
2800
3000
≥3000
|
*После дополнительной сенсибилизации в разбавленном
растворе триэтаноламина.
сионного слоя и существенно
различным размером эмульсионных зёрен (более чем на один порядок)
при относительно различной светочувствительности (по отношению
к размеру зёрен) и разрешающей способности. Значения последней,
как можно предполагать, зависят от применявшихся методик их
определения. Согласно расчёту, получение голограмм со значительньм
контрастом изображения при голографировании во встречных пучках
/30,31/ и реконструкции
белым светом указывает, что разрешающая способность
(r) используемых
при этом фотоматериалов может быть вычислена по формуле:
r ≥
1: λ/2n ,
где λ - длина
волны излучения лазера, n-
коэффициент преломления эмульсионного слоя (1,52).
Исходя из приведённой формулы, можно считать,
что разрешающая способность усовершенствованных липпмановских
фотопластинок /1/, фотопластинок Кодак 649Г /3/, "прозрачных"
фотопластинок ПЭ-1 /5/ и некоторых других составляет не менее
5000-6000 штр/мм. На основании имеющихся данных /3/ о кривых
спектральной светочувствительности можно считать, что некоторые
фотоматериалы могут использоваться при голографировании с
разными лазерами (являются универсальными), другие же предназначены
для голографирования с одним или двумя лазерами. Фотоматериалы
для голографии фирмы Агфа-Геверт выпускаются с тремя уровнями
светочувствительности.
По гранулометрической характеристике относительно
высокой светочувствительности и разрешающей способности наиболее
близко удовлетворяет рассмотренным выше (см. п.2) требованиям
к фотоматериалам для голографии особомелкозернистые "прозрачные"
фотопластинки ПЭ-1, разработанные недавно Госниихимфотопроектом
/5/. Данные фотопластинки требуют более детального изучения
их свойств и дальнейшего совершенствования в отновении применяемой
оптической сенсибилизации, условий полива и др. Что же касается
толщины эмульсионного слоя, то разные фотоматериалы по этому
показателю так же, как и по наносу серебра /3/, значительно
различаются между собой, и оптимальное решение данных вопросов
требует проведения специального исследования.
Все фотоматериалы для
голографии характеризуются высоким коэффициентом контрастности
γ ≥ 2-3) /3-5, 12 и др./. Интересными являются
данные /36/ о повышении в два с лишним раза эффективной светочувствительности
при получении голограмм на фотоматериале с резко повышенной
контрастностью (вместо γ = 2,8
с γ = 7,8). Обычно фотоматериалы проявляются с использованием
мало отличающихся между собой метолгидрохиноновых проявителей
УП-2 или Д-19 /3,5,6 и др./. Вместе с тем лучшие результаты
при проявлении голограмм получаются при применении бессульфитного
пирогаллолового проявителя с аммиаком /1,5/, использовавшегося
ещё для проявления липпмановских цветных фотографий
/28/. Это связывается
с формированием географического изображения в области соляризации
характеристической кривой (см. рис.1 работы /1/). Значительное
повышение отражательной способности голограмм может быть достигнуто
их отбеливанием /2,38 и др./, что также находило применение
при получении липпмановских цветных фотографий /28,37/.
З а к л ю ч е н и е
Приведённый обзор некоторых данных о фотоматериалах
для голографии и предъявляемых к ним требований указывает,
что они являются специфическими и занимают место в наиболее
высокодисперсной группе современного ассортимента галогенидосеребряных
фотокиноматериалов. Наиболее оптимальньми для применения в
голографии являются "прозрачные" фотоматериалы с линейным
размером эмульсионных зёрен, находящихся вблизи границы размера
частиц истинных (прозрачных) и коллоидных (опаллесцирующих)
растворов (порядка ~1-5 нм).
Практически целесообразным является разработка
и применение трёх сортов фотоматериалов для голографии с различным
размером эмульсионных зёрен и разной светочувствительностью
(некоторой средней, повышенной в несколько раз и пониженной
в несколько раз), являющихся или равномерно сенсибилизированными
по спектру или характеризующихся несколькими максимумами спектральной
спеточувст-
вительности. Особенно большое значение при
этом имеет исследование и разработка оптимальных условий их
проявления и дополнительной обработки.
Л и т е р а т у р а
1. Ю.Н.Денисюк, И.Р.Протас.
Усовершенствованные липпмановские фотографические пластинки
для регистрации стоячих световых волн. Оптика и спектроскопия,
№ 5, 14, 721-725, 1963.
2. Г.А.Соболев, И.Р.Цветов. Принципы голографии
и её применение в кино и телевизионной технике (обзор).
Техника кино и телевидения, №2, 27-35, 1968; №3, 29-37,1968.
3. И.Р.Протас. Высокоразрешающие
фотографические материалы. Жур. научн. и прикл. фотографии
и кинематографии, №3, 14, 209-211,
1969.
4. Ю.А.Быковский,
А.И.Ларкин, А.А.Маркилов и др. Новые фотографические слои
высокого разрешения и их исследование методом голографической
резольвометрии. Доклады АН СССР, №3, 552-554, 185,
1969.
5. Н.И.Кириллов, Н.В.Васильева, Е.М.Фельдшеров.
Особомелкозернистые фотоматериалы с концентрированными "прозрачными''
эмульсиями. Труды Международного конгресса по фотографической
науке в Москве. М., 1970 г.
6. Н.В.Васильева, Н.И.Кириллов. Особомелкозернистые
"прозрачные" фотопластинки ПЭ-1 для голографии. Настоящий
сборник, стр.
7. Ю.И.Островский. Голография. Изд. "Наука",
1970. Элементарная голография. Настоящий сборник, стр.
8. В.Н.Синцов. Влияние свойств фотографического
материала на качество изображения, восстановленного из голограмм.
Настоящий сборник, стр.
9. В.И.Бобринев, Н.В.Потапов, Г.Н.Решетников.
Исследование разрешающей способности фотоматериалов, применяемых
в голографии.
Жур. научн. и прикл.
фотографии и кинематографии, №5, 14,
376-378,
1969.
10. Н.М.Померанцев.
Разрешающая способность голограмм, полученных при некогерентнои
освещении. Материалы 2-й всесоюзной школы по голографии,
Л-д, ФТИ, стр.33, 1971.
11. И.П.Налимов. Качество голографич. изображения.
Доклад иа 2-й Всесоюзной школе по физич.основам голографии,
МФТИ, 1970.
12. П.Х.Прусс. Рассеяние
света .фотографическими слоями и их разрешающая способность.
Материалы 2-й Всесоюзной школы по голографии, Л-д, ФТ.1,
стр.278, 1971.
Определение средних размеров кристаллов галоидного серебра
по рассеянию света эмульсионными слоями. Жур. научн. и прикладном
фотографии и кинематографии, №2, 4,
121-126, 1959.
13. Н.Стаселько, А.Г.Смирнов. Особенности
поведения высокоразреш.
эмульсий при голографировании с использованием
импульсн.источника
излучения. Жур. научн.
и прикл. фотогр. и кинематографии, №1,
15, 66-
68, 1970.
14. z.h.yin, c.v.jobianco.
Экспериментальная техника получения цветных
голограмм, реконструируемых
белым светом. appl.optics, 6,
7, 1255
(1967).
15. h.nassenstein, hatall dedden.
Физические свойства голографич. материалов.
phot. sci. and engurg.,
№4, 13, 194-199,
1969, реф. "Экспр.-информ. ВИНИТИ. Фотокиноаппаратура. Научн.
и прикл. фотограф.". №47, 1-10, 1969.
16. В.Н.Синцов. Использование необычных
регистрирующих сред в голографии. Материалы 2 Всесоюзн.
школы по голограф., Л, ФТИ, 307, 1971.
17. r.g.brendes, e.e. francois, j.a.shankoff.
Приготовление желатин. Плёнок для голографии, содержащих
бихромат.аммония. Реф. "Экспр. информ. ВИНИТИ", Фотокиноаппаратура.
Научн. и прикл. фотограф.", №11, 21-24,
1970.
18. Н.С.Спасокукоцкий, С.И.Хазан, Дейчмейстер.
Новые процессы получения изображений. Сб. "Совр. развитие
фотограф. процессов", под общ. ред. Н.И.Кириллова, гл.УШ,
изд. "Искусство", 1960.
19. В.И.Шербестов. Проблема предельной светочувствительности
в негалогенидосеребряных фотограф, процессах (обзор). Жур.
научн. И
прикл. фотогр. и
кинематографии, №5, 7, 394-402,
1962.
20. М.С.Динабург. Светочувствительные диазосоединения
и их применение в
фотографии. Изд. "Химия",
1964.
21. Л.М.Рябора, В.И.Шеберстов.
Термопластические полимеры. Фотополимеризация и фотодиструкция
в фотографических процессах (обзор). Жур. научн. и прикл.
фотогр. и кинематографии, №3, 222-234,
1965.
22. s.d.cohen, g.a.newmang.
Неорганический фотохромизм (обзор), journ.phot.sci., №6,
15, 290-298, 1967.
23. s.dunne.
Фотохромизм органических соединений (обзор). z.
tchr. f. wiss phot, №9-12,
183-223, 1968.
24.
К.В.Чибисов.
Средства повышения эффективной светочувствительности фотографирующей
системы. Жур. научн. и прикл. фотогр. и кинематографии,
№1, 6, 67-74, 1961.
25. w.f.berg. phot.journ., 101, 3,
61 (1961).
26. Н.И.Кириллов. Проблемы фотографии. Изд.
"Искусство", 1965.
27. Т.Джеймс, Дж.Хиггинс. Основы теории
фотографического процесса. Перевод с англ. под редакцией
К.В.Чибисова. Изд. И.Л., 1954.
28. В.Л.Зеликман, С.М.Леви. Основы синтеза
и полива фотографических эмульсий, изд. "Искусство", 1960.
29. e.valenta. photographic in natürlichen,
farben,hall, 1912.
30. Я.М.Катушев, В.И.Шеберстов. Основы теории
фотографических процессов. Изд. 2-ое, изд. "исскусство",
1954.
31. Ю.Н.Денисюк.
Об отображении оптических свойств объекта в волновом поле
рассеянного им излучения. Доклады АН СССР, №6, 144,
1275-1278, 1962.
32. Ю.Н.Денисюк.
Об отображении оптических свойств объекта в волновом поле
рассеянного им излучения i.П.
Оптика и спектроскопия, 15,
552-1965, 1963.
33.d.gabor. proc.roy.soc., london, a197,
454 (1949).
34. А.Н.Зайдель,
В.Б.Константинов, Ю.И.Островский. Лазерная резольвометрия.
Жур. научн. и прикл. фотогр. и кинематографии, №5, 11,
381-382, 1966.
35. Ю.Н.Гороховский, Т.Н.Левенберг. Общая
сенситометрия (теория и практика). Изд. "Искусство'', 1963.
36. ГОСТ-2818-45. Фотографические материалы
на прозрачной подложке Метод спектросенситометрического
испытания (рекомендуемый).
37. Ж.Д.Какичашвили,
Н.С.Гафурова, А.В.Борин. О значении коэффициента контрастности
при получении голограмм. Жур. научн., и прикл. фотографии
и кинематогр., №2, 15, 155-155, 1970.
58. Е.А.Кириллов.
Об аномальной дисперсии в липпмановских цветных фотографиях.
Жyp. русск. физ.-хим. общества, физ.отд., №8, 43,
405-422, 1911.
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright
© 1999-2004 MeDia-security,
webmaster@media-security.ru
|
|
|