О.В. Роскин, В.В. Чумак, А.А. Шашмурин
Иркутский Государственный Университет, Гимназия №1, г. Иркутск
В настоящее время получили широкое распространение инновационные процессы в средней школе, реализуемые, прежде всего в лицеях и гимназиях.
Гимназия №1 г. Иркутска одно из учебных заведений нового типа. Основная задача гимназии выявить наиболее способных и одаренных детей, создать условия для развития индивидуальных способностей, сформировать потребности к саморазвитию и самообучению.
В 9–11 классах осуществляется довузовская подготовка, реализуются программы профильного и углубленного изучения предметов.
В гимназии действуют три профиля подготовки: гуманитарный, естественнонаучный и физико-математический. Проблемы преемственности в содержании и методике работы гимназии и университета решаются совместно, на уровне факультетов, с которыми заключен договор о сотрудничестве.
Основные направления совместной деятельности включают в себя:
- разработку и организацию преподавания специальных курсов силами ведущих специалистов университета
- проведение теоретических семинаров, лекций для учителей и учащихся
- организацию профильной практики
- участие преподавателей университета в организации и проведении научно-практических конференций учащихся.
В преподавании физики в гимназии осуществляется следующий подход: конвергенция высшей и средней школы осуществляется непосредственно “в классе”, где ведется совместное преподавание, как гимназическими учителями, так и сотрудниками университета. Нет жесткого разграничения задач: учитель отвечает за выполнение государственных стандартов, вузовский преподаватель – за всевозможные углубления. Подобная согласованность действий позволила решить ряд важных проблем:
- избежать перегрузки учащихся
- уменьшить рассогласование в изучении предмета: неоправданное дублирование учебного материала (урок – спецкурс), и, наоборот, исключение из рассмотрения определенных тем и вопросов,
- избежать дублирования вузовских предметов и выход за рамки реальных возможностей и потребностей гимназистов.
Наличие постоянного контакта “преподаватели гимназии – преподаватели университета” способствует повышению квалификации школьных учителей в содержательной части предмета, вузовских преподавателей – в части методики преподавания. Разумеется, совместное преподавание не исключает спецкурсы, где университетский преподаватель “один на один” с гимназистами. Но в этом случае решаются задачи профессиональной ориентации, интеллектуальной и психологической подготовки к обучению на факультете, формирования профессионализма в выбранной сфере деятельности.
Результатом такой работы является альянс гимназических и факультетских преподавателей, выражающийся в совместной деятельности по разработке и реализации учебных программ, органичных для гимназии и близких ВУЗу. Так в течение трех лет совместный творческий коллектив преподавателей факультета и гимназии работает над региональным компонентом государственного образовательного стандарта по физике, эксперимент, по апробации которого успешно проводится в школах области.
Разработана и внедряется программа спецкурса “Решение нестандартных и олимпиадных задач по физике” для учащихся 9-11 классов. Одной из задач, решаемых данным спецкурсом, является развитие творческих способностей учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, подготовка гимназистов к участию в конкурсах и физических олимпиадах разного уровня, с целью научить бороться и побеждать. Программа успешно реализуется, ее результат – высокий интерес к подмету и стабильное выступление гимназистов на олимпиадах различных уровней (победители и призеры городской, призеры областной и зональной олимпиад в течение нескольких последних лет).
В настоящее время выстраивается структура профильных спецкурсов для 9-11 физико-математических классов. Она включает в себя: “Компьютерное моделирование физических процессов”, “Основы радиоэлектроники”, “Оптика и голография”. Часть занятий проводятся в лабораториях факультета.
Как показывает анализ вступительных экзаменов на физический факультет ИГУ, абитуриенты из малых городов и сельских районов области оказываются неконкурентоспособными по сравнению со школьниками Иркутска и близлежащих крупных городов . Среди студентов, поступивших на бюджетные места , они составляют порядка 10% . Это происходит не потому, что в территориях нет талантливых ребят или у них начисто отсутствует интерес к физике, а потому что кадровый потенциал сельских школ и состояние их материальной базы в условиях современной социально-экономической обстановки не в состоянии обеспечить должный уровень подготовки.
Проблему детей из глубинки позволяет частично решить гимназия. Существующий при ней интернат дает такую возможность. Так в новых 9 и 10 физико-математических классах число иногородних составляет 15 из 28 и 22 из 25 человек, или 54% и 88% соответственно. Система конкурсного отбора в гимназию сориентирована, в первую очередь, на поиск и отбор нестандартно мыслящих школьников, обладающих логическим мышлением, пусть даже при недостаточном уровне фактических знаний.
Вступительные задания по физике (как и по математике) предполагают включение следующих основных типов задач:
- алгоритмические (задачи обязательного уровня, которые решаются по определенной схеме)
- полуалгоритмические (задачи продвинутого уровня, требующие отступления от заданной схемы)
- эвристические (нестандартные задачи, в которых предполагается поиск решения, в том числе задачи логического характера)
При проверке работ и устном собеседовании в первую очередь обращается внимание на подходы к решению, зачастую важен сам процесс, а не результат. Новым направлением в работе является участие в организации и проведении областной заочно-очной олимпиады сельских школьников и летней физико-химико-математической школы. Заочные туры олимпиады, призванные осуществить отбор учащихся в летнюю школу, преподавательская работа в ней осуществляются силами преподавателей гимназии и факультета, аспирантов факультета и студентов, в прошлом выпускников гимназии. По результатам работы школы, учащиеся показавшие стабильные результаты в учебе, имеющие высокий рейтинг приглашаются для продолжения обучения в 9-10 классы гимназии. Так в 1998 году стали гимназистами 9 человек, из них 6 продолжают обучение в классах физико-математического профиля. В 1999 году – 18 и 13 человек соответственно.
Важная задача, которую ставят перед собой гимназия и факультет “не потерять” этих детей, организовать их индивидуальную работу с научными консультантами из числа преподавателей факультета, помочь реализовать творческие способности. Можно отметить следующие результаты: из 6 человек поступивших в гимназию в 1998 году четверо в течение учебного года выполняли экспериментальные работы в лабораториях факультета. Результатом этой работы стало выступление на гимназической научно-практической конференции, работы получили рекомендации к представлению на областную научно практическую конференцию старшеклассников.
О формировании устойчивого интереса к физике и профессиональной ориентированности говорит значительное число выпускников гимназии поступающих на физический факультет, так в 1997 году поступило 9 человек, в 1998 – 12 человек, в 1999 – 10 человек.
Сотрудничество гимназии и университета, реализуемое в 9-11 классах, способствует, таким образом, решению важной задачи – осуществлению идеи непрерывного образования и полноценной довузовской подготовки учащихся. Университет становится четвертой ступенью образования, методически и содержательно связанной с предыдущими этапами.
Перспективы в развитии мы видим в расширении научно-методического сотрудничества кафедры физико-математических дисциплин гимназии и соответствующих кафедр факультета.