Ждем Ваших писем...
   

 

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

А.В. Семиров

Иркутский государственный педагогический университет

Одними из основных факторов, определяющих уровень квалификации подготавливаемых в вузах специалистов, являются способности и во многом зависящий от них уровень подготовки принимаемых абитуриентов.

Оптимальным вариантом, обеспечивающим подготовку высококвалифицированных кадров, является соответствие способностей студентов выбранной специальности. При выборе той или иной специальности существенную роль играет ее престиж. В настоящее время престижны профессии экономического, юридического, психологического профилей и ряда гуманитарных и технических направлений, позволяющие реализовать себя в коммерческой сфере, а также дающих возможность работы в сфере управления. Факультеты данного профиля в основном и аккумулируют одаренных детей (по крайней мере, что касается бюджетного набора), в том числе и проявляющих способности к изучению естественных дисциплин. Таким образом, изначально средний балл аттестатов абитуриентов, поступающих на бюджетной основе на факультеты естественнонаучного профиля, является более низким по сравнению с другими факультетами. Конечно, это сказывается на уровне подготовки специалистов. В связи с низким престижем профессии учителя данная ситуация значительно усугубляется, когда речь идет о естественнонаучных факультетах педагогических вузов. В настоящее время, в сложившихся экономических условиях, изменить эту ситуацию невозможно.

При поступлении в вуз на бюджетной основе определяющим фактором при отборе абитуриентов является уровень их школьной подготовки. В свою очередь уровень школьной подготовки, который, как отмечалось выше, конечно зависит от способностей детей, так же зависит и от квалификации обучавших их учителей, научного и методического уровня используемых учебников и обеспеченности школ наглядными пособиями.

Ясно, что квалификация учителей определяется уровнем их подготовки в вузах, образуя своего рода замкнутый цикл: уровень подготовки абитуриентов (будущих учителей) à уровень их подготовки в вузе à уровень их квалификации в качестве школьных учителей à уровень подготовки обучаемых ими школьников. К сожалению, часто возникает ситуация, когда слабая школьная подготовка, низкие способности к изучению профилирующих предметов по выбранной специальности приводят к низкому уровню подготовки студента в вузе и, как следствие, к его низкой квалификации как учителя-предметника и в результате слабой подготовке обучаемых им школьников. С учетом всего вышеизложенного понятно, что данная проблема особенно актуальна при изучении предметов естественнонаучного направления.

В последнее время реализация школьной учебной литературы является достаточно выгодной коммерческой операцией, стимулировавшей появление большого числа различных учебных пособий. Ввиду их широкого выбора приобретение учебника того или иного автора конечно основывается на рекомендации учителя, преподающего данный предмет. Учителя же отдают предпочтение тем учебникам, уровень изложения материала в которых соответствует уровню их квалификации. Таким образом, низко квалифицированные преподаватели снижают уровень подготовки учеников, рекомендуя им учебные пособия, научный и методический уровень которых оставляет желать лучшего.

Сложная ситуация сложилась и с обеспечением школ наглядными пособиями. Это вызвано как развалом централизованной системы обеспечения школ этим оборудованием, так и его чрезвычайно высокой стоимостью, в основном связанной с большим числом посредников, занимающихся его реализацией. В большинстве школ за последние 10 лет наглядные пособия практически не обновлялись, а те, что имелись, в виду их длительной эксплуатации в подавляющем большинстве не пригодны к демонстрации. Так как изучение школьниками физики, являющейся основным предметом естественнонаучного направления, основывается на демонстрации изучаемых явлений природы, их исследовании в ходе различных экспериментов, то наиболее сильно эта ситуация отразилась именно на ее процессе преподавания.

Решение ряда из рассмотренных проблем, связанных с преподаванием физики в средних образовательных учреждениях, возможно на региональном уровне. Так, необходимо усилить контроль за научным и методическим уровнем проводимых учителями занятий, ограничить их в выборе рекомендуемых школьникам учебников. Координатором этой деятельности должно стать Главное управление общего и профессионального образования области, помощь которому могло бы оказать городское отделение координационного совета по физическому образованию, в частности, привлекая высококвалифицированных преподавателей вузов города с целью рецензирования предлагаемых торговлей учебных пособий и отбора среди них лучших.

Располагая высококвалифицированными кадрами в области методики преподавания физики, имеющими большой опыт работы с учебным оборудованием, вузы области могли бы оказать существенную помощь и в плане обеспечения школьных кабинетов физики необходимыми наглядными пособиями. В связи с этим возможно создание на базе высших учебных заведений области научно-производственного объединения (НПО), основной целью которого было бы обеспечение школ области демонстрационным и лабораторным физическим оборудованием, а также оказание методической помощи по его эффективному использованию. Наличие высококвалифицированных кадров и необходимого производственного потенциала позволило бы НПО практически полностью взять на себя функцию оснащения школьных кабинетов физики. Приоритетным направлением деятельности НПО, кроме разработки и производства нового демонстрационного и лабораторного оборудования, мог бы стать ремонт имеющихся в школах приборов и установок. Не покупка дорогостоящего нового, а восстановление имеющегося неисправного оборудования, а также отсутствие посредников между НПО и школами позволило бы значительно снизить затраты по укомплектованию кабинетов физики. Положительным моментом в создании такого объединения было бы привлечение студентов педагогического университета к разработке, изготовлению и ремонту используемых в школах приборов и установок. Полученные ими на практике навыки работы с физическим оборудованием повысили бы эффективность их дальнейшей работы в качестве учителей физики.

 

КОЛЛЕДЖ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.А. Карнаков, Л.А. Щербаченко

Иркутский государственный университет

В последние 10-15 лет система образования России переживает серьезные испытания. Проблемы образования приобретают общемировой масштаб и наблюдаемый сегодня в мире кризис во многом связан с современным этапом развития техногенной цивилизации. Отношения общества и личности к образованию, несмотря на противоречия, претерпевают значительные изменения. Высшие учебные заведения, идя по пути удовлетворения спроса со стороны рынка образовательных услуг и перспективного рынка труда ищут пути и возможности развития системы высшего профессионального образования в самом широком смысле этого слова.

В обществе все ощутимее зреет представление о приоритетной роли образования в жизни конкретного человека. Сегодня подавляющее большинство родителей, как города так и села, сталкивается с проблемой выбора школы и Вуза. С возникновением рынка образовательных услуг, рынка труда и ожидаемого экономического подъема, становится все сложнее оценивать перспективы того или иного профессионального образования: экономического, юридического, инженерного, естественно-научного или гуманитарного образования. Проблемы выбора образования видятся как проблемы выбора будущего. Устойчивое развитие цивилизации в XXI веке невозможно без становления приоритета образования науки и культуры. Недооценка этих трех сфер обрекает страну на прозябание.

В сфере образования углубляются проблемы разрыва преемственности средней и высшей школы. Без решения этих проблем невозможно развитие, а затягивание их решения сказывается на качестве работы педагогов и системы в целом. В теоретическом плане сегодня наиболее остро стоят задачи фундаментализации не только высшего, но и общего среднего образования, которое, наряду со знаниями, обучением способам деятельности, призвано формировать системы ценностей, социальные нормы, другие элементы культуры. Педагогическая общественность в содержательной части исходит, в своей работе из принципа – знаний не может быть много. Приход в сферу образования “образовательных технологий”, в том числе и информационных (наглядность), должен, и это принципиально, обеспечить сохранение сложившейся, во многом уникальной российской системы образования и при этом стимулировать такие изменения, которые позволили бы этой системе лучше адаптироваться в современных условиях.

Колледж физики и информатики при физическом факультете Иркутского государственного университета работает с октября 1996 года. Три года работы колледжа показали его эффективность в работе со школьниками 8 – 11 классов. Идея его создания родилась в результате накопления опыта сотрудничества со школами г. Иркутска и Иркутской области. Стало ясно, что заниматься “по-старому” довузовским образованием нельзя. Требовался новый подход, включающий различные формы образовательной деятельности. В основе идеи лежала потребность организации целевой подготовки абитуриентов к поступлению на факультет. Мы решали очень сложную для себя проблему формирования приема на факультет наиболее подготовленных абитуриентов. Не секрет, что за последние годы уровень школьной подготовки по физике и математике значительно упал. В обществе изменились приоритеты в выборе образования. Факультет стоял перед проблемами, как при сложившихся обстоятельствах сохранять и качественный уровень подготовки специалистов, и традиции организации учебного процесса, и развития новых перспективных направлений подготовки специалистов.

Основной и важнейший итог трехлетней работы колледжа состоит, прежде всего, в накоплении опыта работы с учащимися школ в условиях формирования рынка образовательных услуг. Опыт конкретной работы колледжа показывает, что система образования находится на пути преобразования высшего профессионального образования в целостную систему непрерывного образования, в центре которой должен стать классический университет. Только университет, его определяющая роль, способны формировать это пространство.

В “физическом колледже” реализуются программы дополнительного образования по основным учебным дисциплинам для учащихся школ. Прежде всего, программы по физике, математике и информатике. В 1998 году колледж открыл учебные программы по русскому и английскому языкам. Наши ожидания оправдались. Интерес к языковым дисциплинам значителен и многие подали заявления на обучение в колледже.

В первом учебном году (1996/97) в колледже обучалось около 100 человек, в 1997/98 - 180, в 1998/99 – 250. В 1999 году занятия посещают 340 школьников. Среди студентов 1 курса физического факультета 66 выпускников колледжа этого года, на математическом факультете - 12 человек. Среди учащихся колледжа школьники более 60 школ Иркутска и Иркутского района, городов Шелехова, Ангарска, Усолья-Сибирского. К работе в колледже привлечены преподаватели и сотрудники шести кафедр университета, в том числе четырех кафедр физического факультета. Анализ численности состава колледжа был бы не полон без учета текучести, которая составляет примерно 25% за учебный год. Из пришедших 100 учащихся полную 7 месячную программу выдерживают около 75 человек.

В среднем из трех слушателей колледжа двое посещают занятия по 2 предметам. Около 60% занимаются по информатике. Среди них большинство составляют школьники 9 и 10 классов. Учащиеся 11 классов отдают предпочтение специальным дисциплинам – физике, математике, русскому языку. В этом отражаются реальные общественные потребности в повышении уровня образования, связанные с потребностью продолжения образования в ВУЗе. Отметим, что на протяжении трех лет мы видим устойчивый интерес к физике и информатике. Здесь важно отметить, что постановка учебного процесса и его уровень в школах значительно различаются. И школьники, приходя в колледж, во многом восполняют пробелы школьного физического образования.

В обществе очевиден рост потребностей в дополнительном образовании. Мы отмечаем заинтересованность учащихся школ и их родителей в получении этого образования. При этом колледж выступает как конкретное звено реализации идеи преемственности различных уровней образования, как элемент практической реализации идеи “образование - через всю жизнь” доступными средствами. Этому можно найти несколько причин, как экономического, социального так и гуманитарного характера. Наблюдая рост образовательных потребностей важно не только указать эти причины, но и дать прогноз на будущее. Образование всегда составляло одну из основных человеческих ценностей. Это и профессиональная подготовка, и развитие личности, и приобретение профессиональной мобильности в меняющемся современном мире. Глобальная технологизация и информатизация создают реальные условия перехода к новой стратегии развития общества и цивилизации на основе знаний, науки и культуры и свидетельствуют в пользу приоритетной роли образования.

Одним из перспективных направлений развития высшего образования является осуществление на практике идеи непрерывного образования. Формирование условий для раннего профессионального самоопределения школьников, качественная подготовка абитуриентов к поступлению в университет и получение высшего образования вот те основные составляющие динамики непрерывного образования.

Безусловно, накопление опыта конкретной работы ставит перед колледжем сложные вопросы, правильная постановка и решения которых позволяют выявить потенциальные возможности развития университетского классического образования. Не все и не всегда у нас получается. Проблемы, в том числе проблемы организации и управления, ждут своего решения. Много вопросов возникает при формировании учебного плана и учебных программ.

Отношение общества к образованию, в том числе к профессиональному, ставит перед высшей школой задачи совершенствования его форм и методов, развитие новых подходов. В заключение хотелось бы сказать, что в системе образования важнейшую роль играют такие механизмы функционирования системы, развитие которых будет направлено на преодоление критического положения сферы образования, и, которые, несомненно, внесут свой вклад в реальные шаги по повышению конкурентоспособности российского образования, качества образования, а значит, и места нашего государства в современном мире.

Ќ § ¤‚ ­ з «®
 

Copyright © 1999-2004 MeDia-security, webmaster@media-security.ru

  MeDia-security: Новейшие суперзащитные оптические голографические технологии, разработка и изготовление оборудования для производства и нанесения голограмм.Методика применения и нанесения голограмм. Приборы контроля подлинности голограмм.  
  Новости  
от MeDia-security

Имя   

E-mail

 

СРОЧНОЕ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ГОЛОГРАММ!!!

г.Москва, Россия
тел.109-7119
vigovsky@media-security.ru

Голограммы.Голограммы
на стекле.Голограммы на
плёнке.Голографические
портреты.Голографические
наклейки.Голографические
пломбы разрушаемые.
Голографические стикеры.
Голографическая фольга
горячего тиснения - фольга полиграфическая.

HOLOGRAM QUICK PRODUCTION!!!
Moscow, Russia
tel.+7(095)109-7119
vigovsky@media-security.ru

Holograms. Holograms on glass. Holographic film. Holographic portraits. Holographic labels. Holographic destructible seals. Holographic stickers. Holographic foil for hot stamping - polygraphic foil.