Ю.А. Быковский, И.В. Сорока, В.В. Шестаков
Московский инженерно-физический институт
Больше двух с половиной десятилетий продолжается широкомасштабный эксперимент по целевой подготовке научно-педагогических кадров для различных регионов страны. Эксперимент этот носит название "Высшая школа физиков (ВШФ)".
Предпосылками для создания ВШФ было бурное развитие лазерной науки и техники, космических исследований, открытие высокотемпературной сверхпроводимости, развитие информационных технологий, необходимость решения экологических проблем. Было ясно, что развитие новых направлений в науке не только представляет научный интерес, но и будет иметь большое практическое применение.
Ученые, стоявшие у истоков новейших направлений фундаментальных наук, являются представителями центральных научных школ - ФИАН, ИОФАН, ИЯИ, ИКИ, РНЦ “Курчатовский институт”, ОИЯИ. Предстояло распространить достижения в регионы страны, а для этого нужно было подготовить квалифицированные кадры, способные подхватить эстафету в фундаментальных исследованиях и внедрять достижения в жизнь.
Для подготовки научных кадров по новейшим направлениям современной физики нужны минимум три компонента:
- наличие современной научной базы,
- наличие научно - методической базы,
- привлечение талантливой, способной, легко обучаемой молодежи.
В 1971 году на базе ФИАН, являющегося ведущим научным центром широкого профиля мирового уровня, и МИФИ - элитного учебно-методического университета, была организована Высшая школа физиков МИФИ-ФИАН (ВШФ).
Особенностью ВШФ являются специфика отбора и методика принципиально нового подхода в организации подготовки специалиста, а также немаловажным был тот факт, что все обучающиеся в ВШФ студенты после окончания должны вернуться работать в свои регионы. Наиболее успевающим выпускникам предоставляется возможность обучения в целевой аспирантуре и докторантуре.
Отбираются наиболее способные студенты, проявившие интерес к научно-педагогической деятельности и имеющие региональные корни. Общая фундаментальная физико-математическая и гуманитарная подготовка уже позволяет им сделать сознательный выбор специализации с учетом интересов региона.
Обучение носит целевой характер и проводится по индивидуальным планам. Формирование научного кругозора и методических навыков осуществляется в научных коллективах под руководством ведущих ученых ФИАН, ИОФАН, ИКИ. ИЯИ, ОИЯИ и др.
В ВШФ обучались представители университетов почти всех союзных республик.
Большие группы специалистов были подготовлены для Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Армении, Грузии, Белоруссии, Украины, Туркмении, республик Прибалтики.
Некоторые справочные данные.
За годы работы ВШФ МИФИ-ФИАН выпустила более 1000 молодых специалистов, которые в своих регионах очень быстро выдвинулись на передовые позиции. Большое число выпускников (30%) защитили кандидатские, 10% - докторские диссертации. Выпускники защищают диссертации на 10 лет раньше, чем в среднем по стране.
Через ВШФ подготовлен основной научный состав Самарского филиала Физического института РАН, в котором успешно решаются проблемы широкого применения лазеров в технологических целях.
Кафедра Общей физики Рязанской Радиотехнической академии укомплектована выпускниками ВШФ.
Кафедрой оптики в Днепропетровском ГУ руководит выпускник ВШФ профессор В.Н. Моисеенко.
За период с 1972 года из вузов г. Иркутска прошли обучение более 40 человек. Многие из них нашли себе применение в вузах и научных учреждениях города и области. Кафедрой радиоэлектроники в Иркутском ГУ заведует профессор Ю.В. Аграфонов. Профессор А.Н. Малов возглавляет лабораторию когерентной оптики и голографии Иркутского филиала института лазерной физики СО РАН.
В Дальневосточном ТГУ работает большая группа выпускников ВШФ под руководством проректора по научной работе, тоже выпускника ВШФ, профессора Ю.Н. Кульчина.
Владение современными математическими методами, вычислительной техникой и широкая научная эрудиция позволяют выпускникам не только работать в науке и преподавать, но и преуспевать в управлении и бизнесе.
Система ВШФ показала, что это реальная система. Подготовка специалистов по заказам предприятий, научных центров и учебных заведений полностью себя оправдала и получила высокую оценку Коллегии Минобразования.
За последнее десятилетие география набора студентов изменилась. Сейчас в ВШФ проходят обучение в основном представители российских учебных заведений.
Система подготовки специалистов, как показал опыт, экономична, позволяет за достаточно короткий срок осуществлять штучную подготовку специалистов разного уровня, это настоящий пример интеграции науки и образования. На 1999/2000 учебный год 33 студента получили государственную поддержку по проекту Федеральной целевой программы " Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы", имеющий статус президентской программы.
В условиях большой самостоятельности регионов, для выполнения региональных программ, требуются хорошего уровня специалисты. Нам представляется, что в нынешних условиях, система ВШФ может оказаться крайне полезной в подготовке кадров, способных к решению региональных задач. Но для этого необходимо, чтобы эта работа проводилась при непосредственном участии и под руководством аппарата губернатора.