К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
C.А. Язев
Астрономическая обсерватория ИГУ, ИСЗФ СО РАН, Иркутск
Опыт работы автора со школьниками и студентами в течение 90-ых годов, опыт проведения публичных лекций и экскурсий, анализ деятельности всероссийских и региональных СМИ позволяет сформулировать следующие тезисы об уровне естественнонаучных знаний в массовом сознании.
Об уровне естественнонаучных знаний населения Иркутской области
1. Согласно опросам старших школьников [1] в ряде школ Иркутска и Усть-Илимска (614 ответов), около 74% опрошенных вполне серьезно относятся к астрологии в ее вульгарном, коммерческом варианте. Нужно признать, что астрологические представления быстро и широко укоренились в массовом сознании. При опросе весной 1999 года студентов 4 курса на нескольких факультетах одного из гуманитарных вузов Иркутска 100% опрошенных (около 200 человек) знали свой знак Зодиака, однако ни один (!) человек не смог назвать причины смены фаз Луны. При этом все опрошенные (школьники и студенты) изучали курсы физики и астрономии в средней школе. Характерна малая доля отказавшихся отвечать на вопрос об отношении к астрологии - ребята были уверены в правильности своих представлений! Это, по-видимому, свидетельствует об эффективности пропаганды астрологии в современных СМИ и неэффективности усилий школы привить учащимся навыки использования научной методологии при изучении окружающего мира. 44% отвечавших школьников не могли назвать известные физические силы в числе управляющих движениями небесных тел. В качестве версий назывались потусторонние силы, НЛО (!) и т.п. Это обстоятельство выглядит тревожным: в курсе средней школы этот вопрос рассматривается неоднократно. Практика позволила выявить типичные вопросы, ответы на которые школьниками даются с трудом. Это, например, вопрос о сущности невесомости, уже упоминавшийся вопрос о причине вращения планет вокруг Солнца (называются, в частности, магнитные силы). Исключительно редки правильные ответы на вопрос о причине смены времен года. Как правило, отсутствует представление о механизмах образования атомов различных химических элементов. Типичны устойчивое представление о том, что теория относительности и дарвинизм якобы опровергнуты современной наукой, и о том, что экспериментально выявлено существование души и определена ее масса. Бытует уверенность, что НЛО - это летательные аппараты внеземных цивилизаций, и что это достоверный факт. В течение 1998 - 1999 гг. автор сталкивался с распространением в школах видеокассет, где новые (противоречащие известным фактам) теории о происхождении Солнечной системы, микролептонная теория и теория торсионных полей подаются как достоверные и экспериментально подтвержденные концепции.
2. Выглядит чрезвычайно интересным набор ответов вопрос о роли Бога в устройстве Вселенной. 41.4 % школьников считают, что Бог существует, впрочем, по-разному представляя его "функции". Эти данные не противоречат опросу, который проводила осенью 1994 года областная газета "Советская Молодежь" (47.7% молодых людей в Иркутской области считали себя "в какой-то степени религиозными"). На сегодня "умная" религия не пытается спорить с достижениями современной науки, и спор ведется по поводу религиозного либо нерелигиозного подходов при интерпретации сущности Большого Взрыва, а также проблем случайности и необходимости при отборе конкретных значений физических констант в "начале Мира". В этих условиях религиозность (в варианте невмешательства Создателя в процессы развития Вселенной после "закладки" фундаментальных сил, законов и констант) вполне может уживаться с современными представлениями о строении и эволюции Метагалактики. Но и при таком подходе обнаруживается довольно высокий процент молодых людей, которые до сих пор считают, что гипотетический Создатель вмешивается в дела Мира постоянно, что именно он управляет движением небесных тел и судьбами конкретных людей - т.е. стоят на позиции, давно и убедительно опровергнутой ходом развития науки.
3. Заставляет задуматься подборка ответов на вопрос об источниках информации, повлиявших на формирование мировоззрения. Доля отвечавших, согласных с тем, что школа оказала определяющее влияние на сформировавшуюся в их сознании картину мира, оценивается исчезающе малым числом в 17.3%! Значительный перевес имеют средства массовой информации (38.5 %), представления родных и знакомых (14.3%). Безусловно, надо отдавать себе отчет в том, что влияние школы "замаскировано" в одном из возможных ответов ("другое", 24.2%). Здесь типичным был ответ "это мои собственные представления, я сам так думаю". Школьник в большинстве случаев не осознавал, что эти "его собственные представления" возникли не сами по себе, а скорее всего, как раз под влиянием школы. Но очень характерными являются субъективные ощущения школьника, по которым он отрицает влияние школы на его мировоззрение.
4. Учитывая, что для большинства населения систематическое знакомство с физикой и астрономией, формирующих в сознании картину Мира, навсегда прекращается со сдачей выпускных экзаменов, описанные выше характеристики массового сознания старших школьников и гуманитарных студентов правомочно распространить на все население с неким понижающим коэффициентом. Поскольку почти 250 ответов из 614 - это ответы учащихся Иркутской гимназии-интерната № 1, съехавшихся на учебу в 10-11 классах со всей Иркутской области, можно считать, что анкетирование в какой-то степени отражает ситуацию в области.
5. Таким образом, можно сформулировать основные стороны естественнонаучной картины мира, характерной для массового сознания. Типичной (экзотерической) астрономической картиной мира в представлении большинства населения Иркутского региона является картина стационарной Вселенной Джордано Бруно - Ньютона образца начала XIX века, далекая от понятий эволюционирующей, развивающейся Вселенной [2]. Эта модель "визуализирована" множеством фантастических кинофильмов, рисующих Вселенную как статичный бесконечный объем, наполненный звездами планетными системами, которые населены антропоморфными (в основном) цивилизациями. Межзвездные перелеты инопланетян воспринимаются как наблюдаемая реальность. Модель дополнена мифическими паранаучными представлениями о мистических (внефизических) воздействиях расположений планет на земные события. Летом 1999 года слухи о возможных бедствиях из-за "парада планет" и солнечного затмения были распространены чрезвычайно широко, и даже люди с естественнонаучным образованием ожидали всяческих несчастий, доверяя интерпретациям предсказаний Нострадамуса. В астрономическую обсерваторию ИГУ и Институт солнечно-земной физики СО РАН звонили многие людей, выясняя для себя вопрос о конце света. Получил резонанс в СМИ случай, когда в начале августа две пожилые женщины с рюкзаками покинули дом в Иркутске, ожидая обещанных бедствий. Кроме того, в сознании, как правило, присутствует и суеверный компонент.
В целом приходится делать вывод о чрезвычайно низком уровне естественнонаучной грамотности населения региона. Повторим, что солнечное затмение 11 августа 1999 года явилось своеобразным тестом, подтверждающим этот тезис. Можно предположить, что ситуация типична не только для Иркутской области, однако автор не располагает соответствующей статистикой.
Причины существующего положения
По-видимому, можно выделить целый набор причин, приводящих к описанному положению. Не претендуя на полноту, остановимся на следующих моментах, которые представляются существенными.
Во-первых, следует указать на явные методологические изъяны школьной программы. Концентрируя внимание учителей и учащихся на решениях конкретных частных задач, учебные планы упускают из виду задачу формирования общего видения картины Мира. Кроме того, в тех случаях, когда учащимся предлагаются некие положения без доказательств, эти положения с легкостью могут быть заменены впоследствии на утверждения, противоположные по смыслу, ибо степень их доказательности оказывается одинаковой в обоих случаях.
Во-вторых, на ситуацию повлияли изменения в структуре источников естественнонаучных знаний, происшедшие в последние годы. В 60-ые-70-ые годы было достаточно много доступных научно-популярных книг, журналов, теле- и радиопередач. В настоящее время научно-популярный жанр стал экзотикой, прежде всего из-за низкой коммерческой привлекательности. Соответствующие книги заменили паранаучные издания (среди журналов, например, "НЛО", "Аномалия"), дающие простые ответы на все вопросы. Существенно, что в последние годы быстро нарастает вес телевидения как источника информации по сравнению с книгами и газетами. В ТВ-программах естественнонаучные передачи практически отсутствуют. В то же время такие передачи, как "НЛО - необъявленный визит", "Собрание заблуждений" и т.п. успешно формируют в массовом сознании антинаучные мифы.
В-третьих, существенную роль играют современные особенности освещения проблем устройства Мира в СМИ. В подавляющем большинстве случаев эти вопросы освещаются в грубо искаженном, вульгаризированном либо сенсационном виде. Одна из причин - почти тотальная естественнонаучная безграмотность журналистов. Так, одна иркутская газета предлагала читателям в день лунного затмения "не высовываться на улицу, затаиться и переждать". При этом автор заметки вполне искренне отражала собственные представления. В штате подавляющего большинства современных изданий отсутствуют журналисты, специализирующиеся на освещении научных тем и способные делать это квалифицированно. Однако даже в “качественных” всероссийских изданиях ("Комсомольская правда", "Известия", "Труд") постоянные ведущие соответствующих рубрик допускают грубые ошибки при освещении научных тем, используют стиль, следуя невзыскательным запросам массового читателя.
Это тем более характерно для региональных изданий, где вопросы науки освещают, как правило, репортеры, не владеющие спецификой предмета. В Иркутской области единственным исключением, насколько известно автору, является "Восточно-сибирская правда", где с советских времен сохраняется специализация журналистов, квалифицированно освещающих отдельные темы. Существенным фактором является и целенаправленная политика конкретных СМИ. Руководитель отдела одного массового иркутского издания прямым текстом сообщила автору настоящей статьи, что газета сознательно публикует заведомо ложные околонаучные материалы сенсационного характера, поскольку они пользуются интересом массового читателя. На заседании правления Астрономического общества в Москве (декабрь 1998 г.) были представлены свидетельства тому, что ряд подобных публикаций в центральных изданиях поддерживается некоторыми федеральными органами власти. Однако, по-видимому, эта ситуация не актуальна (пока) для региональных изданий.
Следствия существующего положения
К возможным следствиям описанной ситуации можно отнести
- усиление тенденции формирования негативного общественного мнения по отношению к фундаментальной науке, непонимания ее роли и значения, в том числе в среде государственных служащих, принимающих решения; замена науки псевдонаукой, стирание грани между специалистами и шарлатанами, падение числа грамотных специалистов в регионе, уход молодежи из науки.
- усиление стрессовых, панических и суицидальных настроений, поддерживаемых в СМИ, в связи с приближающимся рубежом тысячелетий. Есть основания полагать, что в преддверии нового века (ожидаемого конца света) может возрасти число самоубийств [3].
Приведенные социальные последствия должны рассматриваться как серьезная потенциальная опасность для гармоничного развития региона.
Некоторые выводы
Для преодоления указанной тенденции представляется необходимой выработка стратегической региональной программы просвещения и пропаганды естественнонаучных знаний. Нужна активная и осмысленная программа работы со СМИ со стороны ученых и преподавателей естественных наук региона. Необходимо отслеживание деятельности сект, в которых могут возникнуть призывы к культовым самоубийствам в связи с якобы приближающимся концом света. В среде ученых следует преодолеть высокомерное отношение к популяризаторской работе и нежелание реагировать на волну мракобесия, которая захлестнула средства массовой информации. Отношение общества к науке все в большей степени формируется последними, и будущее место науки в России ХХI века (включая государственную поддержку) во многом определяется именно этим отношением. Следует помнить, что законодатели избираются из числа тех самых (как правило, далеких от науки) людей, которые судят о науке по газетным статьям. Исходя из существующей реальности (представления о Вселенной формируются в основном не учебниками по физике, а средствами массовой информации), ученым следует пользоваться “тем же оружием” и активно работать в СМИ, предлагая массовому читателю собственные корректные популярные версии современных научных концепций. Необходимо усилить “контрпропаганду” и активно реагировать на неграмотные квазинаучные публикации. Это должно усилить ответственность журналистов, чья деятельность по сознательному или невольному одурачиванию читателей в настоящее время ничем не ограничена, но зато стимулируется борьбой за тираж. Ставки в этой борьбе достаточно велики. “Высокая” наука, не желая опускаться до общения с неграмотным обществом, рискует столкнуться с тем, что неграмотное общество проголосует за закрытие науки, отдав свои предпочтения шарлатанам и дельцам от науки, эксплуатирующим мифы массового сознания.
Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным для преодоления мракобесных представлений может оказаться широкое распространение астрономических и физических знаний с помощью планетариев, астрозалов, регулярных телепередач, газетных публикаций, введения курсов астрономии, космографии, естествознания в учебные программы всех учебных заведений, включая в первую очередь гуманитарные факультеты. В России астрономия исключена из программ университетов, что должно рассматриваться как серьезная ошибка, наносящая ущерб процессу формирования мировоззрения, соответствующего уровню знаний начала ХХI века. Иркутский планетарий, единственный в пространстве от Урала до Благовещенска, закрыт с 1985 года, и у региональных властей нет планов его восстановления, несмотря на ряд конкретных предложений по этому поводу. Полезный новый курс "Концепции современного естествознания", с недавних пор читаемый в университетах страны, пока находится в стадии становления и также грешит изъянами, характерными для СМИ: некоторые положения (cм., например, [4], С. 400, 420-425}, приводимые в существующих учебниках, вызывают категорические возражения.
Проблема, кратко рассмотренная в настоящей статье, представляется автору чрезвычайно важной. Целью статьи является привлечение внимания научной общественности к указанной проблеме.
Литература
- Язев С.А. Астрономическая картина мира в восприятии старшеклассников.-Астрономия в системе современного образования. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. С.-Петербург. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998, С.107-110.
- Язев С.А. Картина мира и мозаичность мировоззрения.- Там же, С. 92-96.
- Язев С.А. К вопросу о следствиях естественнонаучной безграмотности населения Сибирского региона.- Проблемы Земной цивилизации. Доклады конференции “Теоретические и практические проблемы безопасности Сибири и Дальнего Востока”. Выпуск 1, часть 2. Иркутск, Изд-во ИрГТУ, 1999, С. 29-31.
Концепции современного естествознания. По ред. проф. С.И. Самыгина- Сер. “Учебники и учебные пособия” Ростов н/Д: “Феникс”, 1997, 448 с.