Ждем Ваших писем...
   

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова

Благосостояние общества определяется, во-первых, территорией страны, наличием природных ресурсов, во-вторых, человеческими ресурсами. С этой точки зрения Россия обладает мощным потенциалом, определяющим уровень развития общества. Вместе с тем на сегодняшний день данный потенциал не используется в полной мере. Анализ распределения по территории России ее интеллектуального потенциала, к которому мы относим в первую очередь студентов, преподавателей вузов, научных работников, показывает, что в России есть регионы, располагающие высоким интеллектуальным потенциалом, и регионы, имеющие крайне низкий интеллектуальный потенциал. По данным геоинформационных карт, разработанных Центром информатизации Минобразования РФ, распределение по количеству студентов госвузов на 1000 населения в России крайне неравномерно. По этому показателю лидируют такие центры, как Москва, Санкт-Петербург, такие регионы, как Красноярский край, Новосибирская, Иркутская, Томская области, Приморский край, в которых на 1000 населения приходится от 11,5 до 30,3 студентов. В таких регионах, как Европейский Север, Якутия, Чукотка и Камчатка, юго-восток России, Черноземье, на 1000 населения приходится от 0 до 8,6 студентов (1).

Если брать территориальный параметр, то регионы России достаточно резко отличаются друг от друга по такому показателю, как количество студентов на 1 км2. Наши расчеты, основанные на геоинформационных картах, показывают, что по данному показателю лидируют такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Ростовская область и другие крупные научные и промышленные центры. В то же время, значительно отстают регионы Крайнего и Русского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока, за исключением Приморского края и Иркутской области (см. карту).

Показатель количества студентов на 1 км.2 является, в известном смысле, интегративным, так как ВУЗ является не только высшим учебным заведением, но и научным центром и аккумулирует в себе преподавательские и научные кадры. Благодаря данному показателю мы можем судить об интеллектуальном потенциале общества. В таком случае неравномерность распределения студентов по территории страны свидетельствует также о неравномерности распределения интеллектуального потенциала российского общества (см. график).

Неоднородность распределения интеллектуального потенциала по территории России существенно повлияет на возможные перспективы развития России, поскольку именно студенты дневной формы обучения составляют основу будущего интеллектуального развития России.

В рамках термодинамического подхода при анализе общественных процессов мы можем ввести такой параметр, как температура общества. Данный параметр является, с нашей точки зрения, энтропийным и характеризует тенденцию к выравниванию неоднородности в развитии различных составных частей общества. Для экоматермических систем, к которым мы относим человеческие ресурсы, характерно стремление к выравниванию неоднородностей, которое может идти с различными скоростями, к примеру, развитие бизнеса в различных регионах России. Скорость миграции (диффузии) специалистов по территории России различна, так же как транспортировка знаний. В России традиционно сложилось, что интеллектуальные центры и носители знаний сконцентрированы в нескольких местах, что формирует общественную потребность в изменении данной ситуации, в выравнивании регионов по степени доступности информации для них, по оснащенности специалистами. Соответственно этому, общественная и государственная политика в области образования должна быть основана на принципе децентрализации интеллектуальных ресурсов.

Одним из важнейших механизмов выравнивания интеллектуальной неоднородности является дистанционное образование (ДО). На Западе дистанционная система образования (Distance Education) получила широкое распространение с 70х годов и стала результатом своеобразной революции в системе высшего образования. Главными причинами революционных изменений, кардинальным образом изменившими классическую университетскую модель образования, стали научно-технический прогресс и связанная с ней информационная революция.

По данным зарубежных экспертов, к 2000 г. каждый работающий должен будет иметь высшее образование, иначе говоря, высшее образование станет минимальным уровнем образования. Обучение такой массы студентов по очной форме затруднительно даже для самых благополучных стран, поэтому в последние десятилетия появились новые формы обучения, к котороым относится ДО. При этом явно обнаружилась тенденция к опережающему развитию именно ДО. Численность студентов, обучающихся по дистанционным технологиям растет быстрее численности студентов классических вузов. Мировая тенденция перехода к дистанционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. В мире за период 1900 – 1960гг. их было создано 79, за 1960 – 1970гг. – 70, за 1970 – 1980гг. – 187, а за 1980 – 1995гг. – 700.

В России пионерами дистанционного образования являются Современный гуманитарный институт (СГИ), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Современный гуманитарный институт – самое большое внебюджетное высшее учебное заведение в России, являющееся участником эксперимента Министерства образования РФ по дистанционным технологиям обучения. СГИ поддерживает тесные научные и деловые связи с Американским международным Университетом в Лондоне – Ричмонд Колледжем и Университетом Дерби (Великобритания), Университетом Мерсера (США), Утрехтским Институтом высшего профессионального образования (Нидерланды), Европейским Университетом в Мадриде (Испания). СГИ получил сертификат Национального Информационного Центра по Академическому признанию Великобритании – NARIK, - что означает подтверждение признания дипломов СГИ на территории Великобритании.

В настоящий момент реализован проект по созданию сегмента сети интерактивного телевидения в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Самаре, Элисте и Утрехте (Нидерланды) с центром в Москве. Этот проект обеспечивает объединение всех учреждений СГИ в единое информационно-телекоммуникационное пространство. Это, в частности, позволит передавать лекции, проводимые в Головном Центре в Москве и Международном отделении Утрехта (Нидерланды), во все филиалы СГИ в режиме реального времени и системе обратной связи.

Обучение в СГИ ведется по учебным планам, отвечающим требованиям государственного стандарта РФ и международных образовательных программ. Оно строится на основе виртуально-тренинговой технологии, которая имеет целью дать обучающемуся в кратчайшие сроки заранее определенный объем знаний и выработать у него определенные профессиональные умения (алгоритмы профессиональных действий).

Данная технология построена по модульному принципу и использует различные формы обучения:

  • обучающие компьютерные программы (супертьюторы, профессиональные программы по конкретным дисциплинам);
  • активные семинары в виде дискуссий, деловых и ролевых игр;
  • лекции профессоров ведущих зарубежных вузов (по сети интерактивного спутникового телевидения);
  • проблемные лекции;
  • обзорные лекции, записанные на видеокассетах;
  • модульное тестирование;
  • словарное (глоссарное) обучение по оригинальной методике;
  • рабочие учебники (гипертексты) с научно-теоретическим обзором изучаемого материала и домашними заданиями;
  • письменные экзамены.

Учебное планирование предусматривает составление индивидуального учебного плана для каждого студента на основе вариативности, как по содержанию обучения, так и по его темпу обучения. Учебные дисциплины делятся на три группы: 1- обязательные, 2 – вариативные, 3 - дополнительные.

Составленный учебный план, представляющий собой набор учебных дисциплин, является ориентировочным, за исключением предстоящего семестра, учебный план которого становится окончательным. Такие возможности придают системе обучения гибкость, достаточную для учета всевозможных пожеланий обучающихся, оставляя при этом одинаковые требования для всех и не снижая при этом качества обучения. Описанная виртуально-тренировочная система в своих технологических приемах и совокупности дидактических методов и средств реализует основные требования современного взгляда на содержание обучающего процесса. Она позволяет трансформировать классно-урочную систему (без потери продуктивности обучения и контроля за ходом учебного процесса) и перейти от группового к индивидуальному обучению. Главным и принципиальным преимуществом дистанционного обучения можно считать и то, что, благодаря ему, образование смогут получить жители самых отдаленных уголков России. Именно поэтому, с каждым годом, сеть филиалов СГИ расширяется.

Главной особенностью СГИ является то, что дистанционные технологии здесь активно адаптируются к системе классического российского образования. Процесс обучения в СГИ является предметом научного исследования отдельного научного подразделения СГИ НИИ психологии обучения и социологии образования, работающего в тесном контакте с ведущими учеными Института психологии РАН, Института социологии РАН.

Обучение в режиме ДО способствует формированию таких личностных качеств, которыми не располагают студенты, обучающиеся в классической вузовской системе. Результаты психологического мониторинга, осуществляемого в Самарском филиале Современного гуманитарного института, показывают, что по сравнению со студентами государственных вузов студенты, обучающиеся в режиме ДО, приобретает такие качества, как самостоятельность в решениях, стремление к достижению цели, прагматизм в поступках.

ДО выступает в качестве важнейшего энтропийного механизма, благодаря которому происходит:

  • перекачка информации в труднодоступные районы, что позволит готовить специалистов на местах;
  • формирование такой модели специалиста-выпускника, который готов к миграции, способен осознанно мигрировать, повышать интеллектуальный потенциал общества.

Преимущества ДО необходимо использовать не только при подготовке студентов, но и подготовке кадров высшей квалификации. Технологии, которыми располагает ДО – интерактивное телевидение, компьютерные обучающие программы, видеозаписи защиты проектов, доступ к Интернету и т.д. - позволяют готовить не только студентов, но и аспирантов. ДО существенно удешевит процесс обучения в аспирантуре, позволит готовить аспирантов в труднодоступных регионах, позволит лицам с ограниченной возможностью передвижения, инвалидам, к примеру, обучаться в аспирантуре.

Литература

Геоинформационные карты. Internet: http:\\ www. ed. dov. ru.

Ќ § ¤‚ ­ з «®
 

Copyright © 1999-2004 MeDia-security, webmaster@media-security.ru

  MeDia-security: Новейшие суперзащитные оптические голографические технологии, разработка и изготовление оборудования для производства и нанесения голограмм.Методика применения и нанесения голограмм. Приборы контроля подлинности голограмм.  
  Новости  
от MeDia-security

Имя   

E-mail

 

СРОЧНОЕ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ГОЛОГРАММ!!!

г.Москва, Россия
тел.109-7119
vigovsky@media-security.ru

Голограммы.Голограммы
на стекле.Голограммы на
плёнке.Голографические
портреты.Голографические
наклейки.Голографические
пломбы разрушаемые.
Голографические стикеры.
Голографическая фольга
горячего тиснения - фольга полиграфическая.

HOLOGRAM QUICK PRODUCTION!!!
Moscow, Russia
tel.+7(095)109-7119
vigovsky@media-security.ru

Holograms. Holograms on glass. Holographic film. Holographic portraits. Holographic labels. Holographic destructible seals. Holographic stickers. Holographic foil for hot stamping - polygraphic foil.