К
ВОПРОСУ О "ПРОБЛЕМЕ 1999 ГОДА" В ПРОРОЧЕСТВАХ
НОСТРАДАМУСА И ЕЕ
ВОСПРИЯТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С.А. Язев,
Астрономическая обсерватория ИГУ,
Институт солнечно-земной физики СО РАН
Введение
1999
год отличался громадным количеством астрологических и неастрологических прогнозов
и предсказаний, опубликованных в СМИ [1-10]. Отчасти это было связано с тем,
что 1999 год - предпоследний (а по мнению непросвещенной части населения земного
шара - последний) год второго тысячелетия, а по установившимся представлениям
смена эпох всегда связана с катаклизмами на Земле. Еще одна причина подъема
волны предсказаний, относящихся к 1999 году заключалась в следующем. В одном
из пророчеств Нострадамуса, который, как правило, не указывал конкретных временных
меток, год 1999-ый был обозначен вполне определенно. Разнообразие интерпретаций
пророчества в совокупности с устоявшимся мифом о высокой степени оправдываемости
предсказаний Нострадамуса привело к необычной психологической атмосфере в 1999
году. Даже люди с естественнонаучным образованием признавались, что они в какой-то
степени серьезно относились к
прогнозу Нострадамуса и опасались разнообразных катастроф в 1999 году. Этому
немало способствовали многочисленные публикации в центральных и региональных
изданиях [11-13].
Целью настоящей работы является попытка
проанализировать прогноз Нострадамуса на 1999 год, феномен его пророчеств в
целом и их восприятие в современной России.
1. Пророчество
Нострадамуса
Речь шла о следующем пророчестве Нострадамуса
(центурия 10, катрен 72):
В году тысяча девятьсот девяносто девятом
и семь месяцев
С неба
придет великий Король ужаса:
Воскресит великого Короля Ангулемского
(в подлиннике d`Angolmois)
До и после Марс будет счастливо царствовать
(перевод Е. Соколовой, [14])
Если понимать пророка буквально, в июле
1999 г. должно было произойти нечто ужасное. Многие интерпретаторы писали, что
речь идет о приходе Антихриста, а царствование Марса надо понимать, как военные
действия, поскольку Марс традиционно ассоциируется с богом войны. Король Ангулемский
(или Анголмуа) тоже воспринимается по-разному. Была версия, что это намек на
Монголию, и воскрешенный Король Монголов должен прийти, как второй Чингисхан.
Зато астролог Тамара Глоба в газете "Труд" указывала, что Ангол-муа - это ангельский
месяц (период от Пасхи до Вознесения), а королем Ангол-муа в древности называли
Христа [15].
После выхода на экраны голливудских
фильмов о столкновениях Земли с астероидами, стала широко распространенной точка
зрения, что Король ужаса, появляющийся с неба - это метафорическое обозначение
кометы либо астероида. Нечто подобное на 90-ые годы предсказывала американская
ясновидящая Джейн Диксон [16].
Дмитрий Радышевский в "Московских новостях"
сообщает, что Нострадамуса следует понимать так: сместятся полюса Земли и наступит
всемирный потоп [16].
Кандидат филологических наук А.Сапелкин
посвятил свою диссертацию творчеству Нострадамуса. В своем интервью "Новым Известиям",
перепечатанном 11 января в "СМ Номере Один" [13], Сапелкин утверждает, что во
времена пророка год отсчитывался от Пасхи, и поэтому седьмой месяц может оказаться
и ноябрем, и сентябрем. И действительно, по свидетельству известного специалиста
по истории календаря И.А.Климишина, в разных областях и городах Франции начало
года отсчитывали по благовещенскому стилю (с 25 марта), либо по пасхальному
(с предпасхальной субботы), либо по рождественскому (с 25 декабря) [17]. Однако
с 1563 года во Франции начало года отмечается с 1 января (Нострадамус умер в
1566 году). Впрочем, последние центурии опубликованы в 1558 году, и вопрос о
том, какой месяц Нострадамус называет седьмым, остается открытым.
2.
Некоторые сведения о Нострадамусе (следуя [12 и 14]).
Мишель де Нотрдам (Нострадамус) родился
в декабре 1503 года. Его отец был торговцем, а затем нотариусом. Известно, что
Мишель изучал астрономию и медицину с раннего возраста.
Дед мальчика учил его каббале и теории
магов. Сильное впечатление на юного Мишеля, по-видимому, оказали их совместные
прогулки к руинам Гланума - центра лигурийского, а затем римского культов. Здесь
в архивах Мишель находит какие-то подтверждения тому, что его предназначение
- продолжать дело библейских пророков.
Мишель де Нотрдам становится довольно
успешным врачом. Он путешествует по Франции, лечит, пишет, систематизирует свои
знания в области медицины. В 50-ые годы он весьма известен как знаменитый врачеватель,
но в историю вошел по другой причине.
В 1550 году вышел первый альманах Мишеля
Нострадамуса с пророчествами на каждый месяц будущего года. Двенадцать пророчеств
были выражены в изящной форме четверостиший (катренов). Альманах стал весьма
популярен, и автор стал выпускать ежегодно по набору предсказаний - вплоть до
своей смерти в 1566 году.
В 1554 году Нострадамус начал работу
над грандиозным замыслом - дать прогноз на многие столетия вперед. Пророк приступил
к составлению десяти так называемых центурий (в буквальном переводе - сотен,
или столетий) по сотне катренов в каждой. Таким образом, читатели получили более
тысячи предсказаний, включая послания (в прозе) к своему сыну Цезарю и королю
Генриху, содержащие обзоры будущих событий. Неслыханная, еще прижизненная, популярность
Нострадамуса не угасает уже более 450 лет.
Вопреки распространенному мнению, Нострадамус
не был астрологом в обычном смысле этого понятия. Он прекрасно знал астрологию
и астрономию,
но астрономические вычисления использовал
лишь для проверки, точнее, датировки тех событий, которые являлись ему "как
бы в огненном зеркале". Нострадамус сам упоминал в письме к сыну об "инстинкте",
"эпилептическом возбуждении", "Божественном наитии" и подобных материях. Наверное,
правильнее было бы называть его ясновидцем, а не астрологом. Другое дело, что
в некоторых катренах упоминались различные конфигурации планет, по которым можно
пытаться определить, к какому времени относится то или иное
предсказание. Но конфигурации периодически
повторяются, и вариантов датировок за прошедшие века можно привести десятки.
3.
Интерпретация пророчеств
Разобраться в пророчествах Нострадамуса
чрезвычайно сложно. Этим занимались сотни людей во всем мире на протяжении последних
столетий. Дело не только в том, что тексты писались на старофранцузском языке,
и очень многое зависит от качества перевода. Специалисты отмечают, что широко
распространенный в России стихотворный перевод В.Завалишина не годится для научного
анализа, ибо далек от точного воспроизведения того, что на самом деле писал
Нострадамус.
Но и точный подстрочник мало помогает
дешифраторам. При переводе теряется звучание, а рифмы и созвучия играли важную
роль для поэта- пророка. В катренах часто не соблюдаются правила синтаксиса,
отсутствуют знаки препинания, нет законченных фраз, а есть их обрывки либо набор
отдельных слов, и соединить их в связную логическую фразу крайне сложно. А главное,
можно это сделать по-разному, и смысл при этом изменится с точностью до обратного!
Продемонстрируем это на примере. В катрене
86 пятой центурии (обозначим сокращенно 5-86), последняя фраза допускает два
возможных толкования: "После побед он убьет невинных", либо "После побед он
умрет невинным". Таких примеров можно привести множество!
Трудно удержаться, чтобы не процитировать
еще один знаменитый катрен (3-95), который часто упоминается в последнее время
:
Закон Мавров постепенно угаснет,
затем другой, намного более соблазнительный,
Борисфен первым придет установить
талантами и языком более привлекательный
закон
(перевод Е.Соколовой, [14])
Французский исследователь Мишель Морен
полагает, что слово Moricque означает мавров (арабов), и толкует катрен так:
закон арабов потеряет силу после другой, более соблазнительной религии коммунизма.
Россия взорвется первой, увлеченная благодеяниями Запада [14].
В.Напреенко переводит катрен иначе:
Закон Мора постепенно исчезнет
После другого, более соблазнительного:
Борисфен первым примет новый закон
Ради даров и обещаний.
Молодые российские исследователи Дмитрий
и Надежда Зима считают, что Moricque - это обозначение Томаса Мора с его идеями
социализма, и речь идет о переходе России (или Украины, поскольку Борисфен -
это старинное название Днепра) от коммунистической идеологии к капитализму [12].
Возможны, видимо, и иные трактовки. Утверждать же окончательно, какая из них
верна, невозможно, ибо расспросить автора текста нельзя уже 400 лет.
Если в катренах упоминаются географические
пункты (причем, как правило, иносказательно, и толкователь, чтобы понять намек,
должен знать названия и метафоры того времени) - то не указывается время события.
Если указано (по расположению планет) время - то непонятно, о каком месте на
Земле идет речь. В центуриях не соблюдается хронология, описания событий перетасованы
сложным образом...
Порой в катренах присутствуют имена
- но опять-таки метафорические. Неправда, что там якобы прямо упоминаются Наполеон,
Гитлер, Сталин, Горбачев, Ельцин и т.д. Этих имен у Нострадамуса нет, что бы
ни утверждали некоторые толкователи. Упоминается Гистер - но это старинное название
Дуная! Упоминается некий армянский герцог - но попытка трактовать этот образ
как намек на Сталина выглядит с точки зрения автора весьма натянутой. Упоминается
Борисфен - но это, скорее всего, не президент России, а украинская река, о чем
уже сказано выше [12].
Кроме того, в мире существует множество
фальшивок. Первые фальшивые книги от имени Нострадамуса печатались в Лионе уже
на следующий год после смерти пророка. В XVП и XVШ веках напечатано множество
незаконных изданий книг Нострадамуса, в которых вполне могли присутствовать
подтасованные катрены о уже совершившихся событиях. Издатели прошлого, как и
нынешние, были заинтересованы в сбыте своей продукции, а демонстрация успешных
прогнозов - безусловно, лучшая приманка для читателя.
Нострадамус сам писал, что его пророчества
зашифрованы. Учитывая все выше сказанное, становится понятно, какой немыслимо
сложной (а с точки зрения автора, невозможной) является задача понять, что же
все-таки хотел сказать пророк. Каждая эпоха давала и будет давать свои толкования...
Стоит ли вообще во всем этом разбираться?
Может быть, Нострадамус просто посмеялся над своими потомками, которые полтысячелетия
ломают себе голову над его книгами? Или же он просто открыто "делал бизнес",
подобно Павлу Глобе, постоянно поддерживая к себе интерес бесконечными прогнозами
и тем зарабатывая? Или он нуждался в славе, добываемой таким способом? А может
быть, речь идет о тяжело больном человеке, который зарифмовывал свои бредовые
видения по окончании эпилептических припадков?
Для того, чтобы решить - тратить ли
время на разгадку прогноза на 1999 год, целесообразно посмотреть, какова вообще
сбываемость предсказаний Нострадамуса. Если уже упоминавшийся Глоба выдает прогнозы,
которые практически никогда не сбываются, - то серьезные люди вообще не принимают
его всерьез. Достоин ли средневековый провидец большего внимания?
Обратимся к книгам авторов, долго и
серьезно занимавшихся творчеством Нострадамуса и верящих его пророчествам. Это
француз Мишель Морен и российские исследователи Дмитрий и Надежда Зима.
4.
Оправдываемость прогнозов Нострадамуса
Морен в своей книге "Нострадамус" [14]
цитирует 73 катрена. Два из них относятся, так сказать, к технологии пророчеств.
Для двадцати семи Морен не нашел соответствий в истории и считает, что речь
идет о событиях будущего. В книге остаются всего сорок пять катренов, которые
Морен связал с уже происшедшими историческими событиями. Надо полагать, что
он выбрал наиболее яркие подтверждения уникальных способностей Нострадамуса,
в которые Морен искренне верит.
Знакомство с этими - лучшими! - пророчествами,
приводит к неожиданному выводу. Почти все толкования выглядят в высшей степени
малоубедительными (разумеется, с точки зрения автора).
В катренах
Нострадамуса на самом деле не так уж много сюжетов. Это, например, смерть правителя,
военный поход, сцены боевых действий и природных катастроф. Действия многочисленных
королей, правителей и их детей. Даты и имена практически нигде не указаны, поэтому
один и тот же катрен вполне может относиться и к Наполеоновским войнам, и, вообще
говоря, к любой из войн XVI-XXI веков! Сам Морен отмечает,
что события, описанные, например в катрене 4-8, напоминают как штурм Людендорфа
в 1918 г., так и Варфоломеевскую ночь [12].
Итак, убежденному стороннику Нострадамуса
не удалось набрать даже сорока пяти точно сбывшихся прогнозов из тысячи для
своей книги, и эти сорок пять катренов допускают самые разнообразные интерпретации.
Даже если считать, что еще не все события, предсказанные провидцем, ужe произошли,
доля успешных предсказаний выглядит крайне незначительной.
Поставим мысленный эксперимент. Любой
читатель, который решил бы написать тысячу пророчеств на столетия вперед, добился
бы лучших результатов и предсказал бы большее количество событий! Дело в том,
что история не столь уж разнообразна, события походят друг на друга, что-нибудь
похожее обязательно происходит. А если при этом разрешается не называть имен,
дат и географических мест, а скрывать их за разными символами - можно действительно
формально достичь высокой оправдываемости при низкой достоверности интерпретаций.
Эффект больших чисел (большого числа предсказаний) в совокупности с небольшим
набором возможных реализаций (типов исторических событий), да еще при высокой
степени неопределенности интерпретаций дают кажущийся эффект высокой сбываемости
прогнозов.
Работ наших соотечественников о Нострадамусе
написано немало (см, например, [18-19, 12]. Выделяется среди них бестселлер
1998 года - книга Дмитрия и Надежды Зима "Расшифрованный Нострадамус" [12].
Молодые математики считают, что им удалось найти ключ к датировке событий, описываемых
в катренах Нострадамуса. Предложенный ими ход красив, оригинален и интересен.
Но оправдываемость пророчеств при этом не повышается.
В книге Зима упоминается всего 39 пророчеств
из "Центурий", которые авторы полагают сбывшимися. Некоторые трактовки (но только
некоторые) выглядят убедительно. Неплохо бы, впрочем, проверить качество перевода
со старофранцузского, который выполнили сами авторы книги. Неожиданным выглядит
вывод Зима о стопроцентной оправдываемости расшифрованных прогнозов Нострадамуса.
Замечательно, что набор сбывшихся пророчеств
почти не совпадает с примерами, которые выделил Морен. Французский автор считает
сбывшимися совсем другие предсказания! Зато Зима анализируют почти сотню катренов,
которые, с их точки зрения, описывают события будущего (другими словами, не
могут быть сопоставлены с уже происшедшими событиями). В то же время сами авторы
считают, что более 90% событий, предсказанных Нострадамусом, уже произошли.
Несовпадение лучших образцов оправдавшихся
прогнозов у Морена и Зима говорит само за себя - по-прежнему интерпретаторы
толкуют катрены Нострадамуса кто как может, и почти всегда по-разному. По-видимому,
так будет всегда. Пророчества напоминают математические задачи, в которых составитель
не дописал одно, а то и два начальных условия. Такие задачи имеют множество
решений, из которых все одинаково допустимы!
Безусловно, невозможно переубедить тех,
кто искренне верит Нострадамусу. В настоящей работе сделана попытка продемонстрировать
следующую позицию: даже поверхностный анализ творчества Нострадамуса и применения
"на пальцах" теории вероятностей разрушает миф о высокой оправдываемости прогнозов
провидца. Существенно, что еще ни разу (за немногими спорными исключениями)
катрены Нострадамуса не предсказали событий ЗАРАНЕЕ, - всегда пророчества сопоставлялись
с историческим событиями уже ПОСЛЕ того, как последние происходили, таким образом
эвристическая сила пророчеств Нострадамуса оказывается ничтожной.
5.
Прогноз на 1999 год
Вернемся к процитированному выше катрену
о великом Короле Ужаса, который должен был прийти с неба в седьмом месяце 1999
года. (Будем считать, что седьмой месяц - это все-таки июль.) База данных, которой
располагает мировое астрономическое сообщество, говорит о том, что из многих
тысяч известных комет и астероидов нет таких, которые могли бы столкнуться с
Землей в обозримом будущем [20].
Некоторые интерпретаторы считают, что
в 1999 г. должно было произойти стремительное изменения положения земной оси
[16,21]. Изменение положения полюсов Земли действительно происходит, но эти
процессы занимают десятки тысяч лет. Ограниченный объем статьи не позволяет
подробно описать проблему. В двух словах вывод такой - мгновенное опрокидывание
оси Земли невозможно. О чем же тогда пытался предупредить нас Нострадамус?
Дело в том, что в старые времена Королем
Ужаса именовали солнечное затмение. 11 августа 1999 года (29 июля, то есть в
седьмом месяце по юлианскому календарю, которым, видимо, пользовался Нострадамус)
в Европе состоялось великолепное полное солнечное затмение. Полоса затмения
прошла от юга Англии через родину Нострадамуса Францию, через Германию, Юго-Восточную
Европу на Средний Восток и Индию. Европа увидела замечательный небесный спектакль.
Наблюдения провели многие экспедиции ученых, включая группу специалистов из
Института солнечно-земной физики с участием автора настоящей статьи, выезжавших
в Бухарест.
Вычислять
(а не предсказывать!) моменты и места затмений люди научились за многие сотни
лет до Нострадамуса, да он и сам неплохо владел техникой астрономических расчетов.
Здесь он успешно проявил себя не как пророк, а как астроном-вычислитель. Поэтому
можно предположить, что процитированный катрен есть не пророчество, а изложение
точного астрономического расчета. Что же касается воскрешения Великого Короля
Анголмуа, то мы в очередной раз убеждаемся, что пророчества Нострадамуса в действительности
ничего не предвещают, поскольку трактовать их можно по-разному.
В чем можно не сомневаться, - что толкователи будущего обязательно укажут, что
из происшедшего в 1999 году можно будет задним числом связать с Великим Королем
Ужаса.
Заключение
Широко распространившееся в 1999 году
представление о высокой оправдываемости пророчеств Нострадамуса и ожидание катаклизмов,
на которые намекает текст катрена 72 из 10 центурии говорят, к сожалению, о
низкой естественнонаучной образованности населения. Не требуется специальных
знаний, чтобы показать всю надуманность проблемы прогнозов Нострадамуса, однако
этими пророчествами в 1999 году были озабочены самые широкие слои населения
земного шара.
Автор считает, что вопросы о спорных
и паранаучных теориях и взглядах должны широко обсуждаться в рамках спецкурсов
в вузах и факультативах в школах. Строгий научный анализ этих воззрений должен
доноситься до людей через СМИ, книги, телепередачи. Необходимы доступные издания,
где могли бы публиковаться научные взгляды на паранаучные теории. Специалисты
не должны недооценивать опасности антинаучных представлений, поскольку распространившаяся
в России система заблуждений поворачивает общественное мнение в стране от научного
мировоззрения к мозаичному, противоречивому, обрывочному и принципиально нецелостному
мировоззрению. При таких взглядах не нужны система образования и фундаментальная
наука в целом. Отказ же от научного мировоззрения и науки в целом чреват уходом
России с магистрального пути развития в тупик, лишенный специалистов, современных
науки и технологий, без которых немыслимо достойное существование в XXI веке.
Литература
1. Павел Глоба: Жить мы будем после 2004
года. "Что Почем", Иркутск, № 246, 28.12.1998
- Коты и Зайцы будут очень буйными. Подборка прогнозов
на 1999 год. - "СМ Номер Один", Иркутск, № 247, 30.12.1998.
3. Народы мира, пора на мировую. Третью?!
- подборка. - Комсомольская правда, 23.04.1999.
4. До конца света осталось 73 дня. -
подборка. Комсомольская правда, 29.05.1999.
5. Н.Бритвина. Антихрист посетит нас
довольно скоро.- Комсомольская правда,
3.02.1999.
6. К.Атаров. Призрак конца света. Что
Почем, Иркутск, 15.07.1999.
7. Б.Высоцкий. Нас ждет пулеметная очередь
Тунгусских метеоритов.- СМ Номер Один., Иркутск, 26.07.1999.
8. Ждать
ли конца света? Подборка. - СМ Номер Один, Иркутск,
2.07.1999.
9. Судный день. Подборка. - Аргументы
и факты, № 31, 1999
10. До конца света "параду планет" не
хватит 60 градусов? Подборка. Комсомольская правда, 28.06.1999.
- Нострадамус: будущее
предсказуемо. Интервью Д. и Н. Зима. - СМ Номер Один, Иркутск,
18.09.1998.
- 12. Д. и Н.Зима. Расшифрованный Нострадамус.
М., Рипол Классик, 1998, 384 с.
13. А.Калачинский. Правда о Нострадамусе.
Новые Известия, перепечатка
в СМ Номер Один, Иркутск, 11.01.1999.
14. М.Морен. Нострадамус. Толкование
пророчеств. Пер. с франц.- М.: Урания,
1992.- 160 с.
15. А.Климов. Что кот грядущий нам готовит?
Интервью с Тамарой Глобой.
Труд, 1.01.1999
16. Д.Радышевский. Полюса, к смене караула
готовсь! Московские новости,
перепечатка СМ Номер Один, 23.10.1998.
17. Климишин И.А. Календарь и хронология.
М., Наука. 1985, 320 с.
18. Э.Берзин. Нострадамус о России -
Знание- сила, 1991, № 11.
19. Лупандин И.В. Мишель Нострадамус
и искусство пророчеств. - Земля и
Вселенная, 1989, № 6.
20. Угроза с неба: рок или случайность?
Под редакцией акад. А.А.Боярчука.
М., Космоинформ, 1999, 220 с.
21. Вотяков А.А., Вотяков А.А. Грядущая
катастрофа. М. София, 1998., 206 с.
Иркутск, 1999